А. ВВЕДЕНИЕ

(а) Краткое разъяснение понятия коммерческой концессии

13.1. Даже если термин «коммерческая концессия» ничего не говорит большинству потребителей, они, как правило, знакомы с практическими результатами деятельности коммерческих концессий. Наиболее широко известными примерами коммерческой концессии, как представляется, являются рестораны «быстрого питания», такие, как «Макдональдс», гостиницы, например «Холидей инн», либо магазины розничной продажи косметических товаров, такие, как «Ив Роше». Вместе с тем практика коммерческой концессии используется в столь различных областях предпринимательской деятельности, как прокат одежды для официальных мероприятий, диагностика и ремонт автомобилей, составление налоговых деклараций и отчетов, уход за газонами, содержание школ с продленным днем и оказание стоматологических услуг. Иными словами, такая практика может применяться в любом виде экономической деятельности, для которого может быть разработана система производства, обработки и (или) продажи товаров или оказания услуг. Такая система как раз и является предметом коммерческой концессии.

13.2. В странах с развитой рыночной экономикой объем продажи товаров и услуг через посредство коммерческой концессии значительно возрос за период с начала 1950-х годов. В самом деле, согласно оценкам, более чем треть объема розничных торговых операций в Соединенных Штатах Америки в долларовом исчислении приходится на предприятия, действующие по принципу коммерческой концессии. В Австралии доля предприятий «быстрого питания», действующих на условиях коммерческой концессии, в общем объеме продаж на рынке данного вида услуг составляет 90 процентов. По сообщениям, практика коммерческой концессии применяется в более чем 70 странах по всему миру.

13.3. Подобный быстрый рост и успешное развитие практики коммерческой концессии объясняется рядом факторов, наиболее существенным из которых, возможно, является то, что коммерческая концессия соединяет в себе глубину практического опыта и потенциал одного лица, правообладателя, с деловым духом предпринимателя-правопользователя и что она позволяет расширять число правопользователей в соответствии с условиями рынка. Таким образом можно добиться формирования крупной и стабильной организации, мотивируемой и движимой духом малого предпринимательства.

13.4. С юридической точки зрения коммерческая концессия действует в соответствии с нормами права договоров и поэтому не обязательно требует для своего функционирования и развития наличия каких-либо особых регулятивных и законодательных структур. Поэтому представляется целесообразным подчеркнуть с самого начала, что для успешного функционирования коммерческой концессии в рамках любой экономической системы не требовалось и не будет требоваться специфического регулирования практики коммерпринять законы для регулирования деятельности коммерческих концессий. Чрезмерно жесткое регулирование тем не менее может иметь негативные последствия для инвестиций в эту область.

13.5. Независимо от того, существует или нет подобное правительственное регулирование, наилучшей защитой от возможных злоупотреблений, как и во всех видах коммерческой деятельности, является знание — понимание потенциальными правопользователями и их советниками-профессионалами, что представляет собой коммерческая концессия и как она функционирует. Соответственно, цель данной главы — дать краткий общий обзор структуры и характера договора коммерческой концессии и, в частности, помочь потенциальным правопользователям лучше понять, что такое коммерческая концессия, и успешнее защищать свои интересы, позволяя тем самым практике коммерческой концессии сыграть положительную роль в экономике.

13.6. Коммерческая концессия — сложный предмет, и перед заключением конкретного договора целесообразно воспользоваться компетентными рекомендациями профессионалов, имеющих солидный опыт в области коммерческих концессий, относительно деловых, финансовых и юридических аспектов этого рода вида практики. Настоящую главу следует рассматривать как дополнение к такого рода рекомендациям.

(b) Пример договора коммерческой концессии

13.7. Для того чтобы лучше проиллюстрировать рассуждения на тему коммерческой концессии, в данной главе время от времени используется пример воображаемой коммерческой концессии. Данная воображаемая коммерческая концессия принимает в качестве примера итальянский ресторан, функционирующий под названием «Веспуччи». Название «Веспуччи» является фирменным знаком (как товаров, так и услуг), а также коммерческим названием ресторанов, которые содержит пользователь, а компания, предлагающая такую коммерческую концессию (правообладатель), называется «Веспуччи Инкорпорейтед».

13.8. Компания «Веспуччи Инкорпорейтед» разработала систему приготовления и продажи своих собственных пищевых продуктов, продаваемых в большом объеме и в единой манере. Данная система включает в себя разнообразные факторы, сочетанием которых объясняется успех ресторанов «Веспуччи», в том числе: рецепты и методы приготовления пищи, способствующие производству продукции стабильного качества, удачный выбор места для строительства ресторанов, дизайн униформы сотрудников ресторана, архитектура зданий и дизайн досок объявлений, источники качественных продуктов, дизайн упаковки, контроль за сочетанием ингредиентов, используемых при приготовлении пищи, а также системы управления и отчетности.

13.9. Компания «Веспуччи Инкорпорейтед» разрабатывала данную систему на протяжении многих лет, причем это далось ей нелегко, поскольку потребовалась целая серия неудачных экспериментов для того, чтобы созвать такую систему, которую компания могла бы предложить правопользователям.

13.10. «Веспуччи Инкорпорейтед» передает свои знания своим пользователям для того, чтобы помочь им в создании нового предприятия. Таким образом, пользователь, открывающий ресторан «Веспуччи», получает возможность с выгодой для себя использовать опыт «Веспуччи Инкорпорейтед». Даже если местный правопользователь не имел раньше опыта организации ресторанного обслуживания, следуя системе «Веспуччи Инкорпорейтед», он будет иметь больше возможностей для организации успешно функционирующего предприятия. Без руководства правообладателя местный владелец ресторана неизбежно совершит серьезные ошибки, которые могут стать причиной краха его предприятия. Более того, «Веспуччи Инкорпорейтед» сохраняет за собой право осуществлять контрольно-наблюдательные функции в том, что касается организации местным правопользователем функционирования ресторана «Веспуччи». Сохраняя за собой это право, «Веспуччи Инкорпорейтед» может быть уверена в том, что работа местного ресторана «Веспуччи» организована надлежащим образом — так, чтобы способствовать поддержанию доброго имени товарного знака и фирменного наименования «Веспуччи» и сохранению стандартов данного местного ресторана, а по сути дела — целиком всей системы, в рамках которой функционирует ресторан «Веспуччи».

13.11. «Веспуччи Инкорпорейтед» обучает местного правопользователя организации и управлению функционированием ресторана в обмен на финансовое вознаграждение (выплачиваемое компании «Веспуччи Инкорпорейтед»). «Веспуччи Инкорпорейтед» получает данное вознаграждение в форме платежа местного правопользователя. Такой платеж может включать в себя авансовую выплату по принципу «деньги вперед» и какого-либо рода периодические выплаты, размер которых определяется, например, на основе процента общего объема продаж правопользователя. Могут быть предусмотрены также выплаты в натуральной форме. Кроме того, в зависимости от характера соглашения, может быть предусмотрена обязанность правопользователя вносить и некоторые другие платежи, например в виде платы за особые пищевые специи, аренду оборудования (например, печей, машин для нарезки продуктов и т. д.), покупку расходных материалов и разнообразных других предметов, необходимых для его предприятия.