С. ОБОЗНАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ В КАЧЕСТВЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
9.20. Из предназначения товарного знака следует, что в сущности любое обозначение, могущее служить цели отличать одни товары от других, способно быть товарным знаком. Поэтому законодательство в области товарных знаков не должно пытаться составить исчерпывающий перечень обозначений, допускаемых к регистрации. Если даны примеры, то они должны быть практической иллюстрацией того, что может быть зарегистрировано, не будучи исчерпывающими. Если необходимы ограничения, то они должны основываться только на практических соображениях, таких, как необходимость в действующем реестре и необходимость в публикации зарегистрированного товарного знака.
9.21. Если мы строго придерживаемся того принципа, что обозначение должно служить цели отличать товары данного предприятия от товаров других предприятий, то можно представить себе следующие виды и категории обозначений:
(1)
Слова
Данная категория включает наименования предприятий, фамилии, имена, географические названия и любые иные слова или наборы слов, будь они произвольными или нет, а также рекламные лозунги.
(2)
Буквы и цифры
Примерами являются одна или более букв, одна или более цифр или любое их сочетание.
(3)
Изображения
Эта категория включает причудливые изображения, рисунки и символы, а также плоские изображения товаров или тары.
(4)
Комбинации любых элементов из числа приведенных выше под (i), (ii) и (iii), включая логотипы и этикетки.
(5)
Цветные знаки
Данная категория включает слова, изображения и любые их комбинации в цветном исполнении, а также сочетания цветов и цвет сам по себе.
(6)
Пространственные (объемные) обозначения
Типичной категорией пространственных обозначений является форма изделий или их упаковки. Тем не менее и другие пространственные обозначения, такие, как трехлучевая звезда на автомобилях «Мерседес», могут служить в качестве товарного знака.
(7)
Слышимые обозначения (звуковые знаки)
Можно различить две типичные категории звуковых знаков, а именно те, которые можно переложить на музыкальные ноты или другие символы, и прочие (например, крик животного).
(8)
Обонятельные знаки (пахнущие знаки)
Представим, что компания продает свои товары (например, писчую бумагу) с неким ароматом и потребитель привыкает к распознаванию товаров по их запаху.
(9)
Прочие (невидимые) обозначения
Примерами их являются обозначения, распознаваемые на ощупь.
9.22. Как упомянуто выше, в практических целях страны могут устанавливать ограничения в отношении возможности регистрации. Большинство стран допускают регистрацию только тех обозначений, которые можно исполнить графически, так как только они могут быть материально зарегистрированы и опубликованы в бюллетене товарных знаков для информирования публики о регистрации товарного знака.
9.23. Ряд стран допускает регистрацию пространственных (объемных) товарных знаков, обязывая заявителя представить или трехмерное изображение пространственного обозначения (рисунок, фотографию или любое иное изображение, способное быть напечатанным), или описание (либо то и другое). Однако на практике не всегда понятно, что именно охраняется путем регистрации пространственного обозначения.
9.24. Аналогичная проблема существует в отношении слышимых обозначений. Секвенция нот, конечно, может быть зарегистрирована в качестве изобразительного знака, однако эта регистрация обычно не предоставляет охрану действительным музыкальным фразам, выражаемым подобным образом. На самом деле секвенция нот, в зарегистрированной форме, защищается от использования сходных изображений. Тем не менее звуковые знаки, безусловно, могут служить в качестве товарных знаков, и в США, например, разрешается регистрация звуковых знаков. На практике это означает, что звук должен быть записан, а кассета представлена в Ведомство США по патентам и товарным знакам для регистрации.
9.25. Соединенные Штаты Америки являются единственной страной, признавшей в соответствии с недавним решением возможность регистрации пахнущего знака (свежий цветочный аромат, напоминающий цветение плюмерии, в отношении нитей для шитья и вышивальных ниток — ТТАВ (1990).
Литература к разделу С:
Международное бюро ВОИС. Введение в законодательство о товарных знаках и практику их использования (второй выпуск). WIPO, Риb. Nо. 653(Е) (1993).