Н. ПИРАТСТВО И ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ

8.85. Нарушение прав владельца авторского права имеет место, когда действия, требующие разрешения правообладателя, совершаются другим лицом без такого разрешения или согласия. Изготовление экземпляров охраняемых материалов в коммерческих целях, а также коммерческие операции с ними без предусмотренного законом разрешения на это, является «пиратством».

(а) Распространенность пиратства

8.86. Неотъемлемой частью пиратства является тот факт, что противоправная деятельность осуществляется с целью извлечения выгоды в коммерческих масштабах. Это означает, что пиратство чаще всего осуществляется на организованной основе, так как речь идет не только о неразрешенном воспроизведении произведения, но также и о последующей продаже или ином распространении противоправно воспроизведенного произведения, что делает необходимой ту или иную форму организованной сети сбыта или иного контакта с потенциальными покупателями. Потребитель обычно имеет дело лишь с конечным звеном этой цепочки, а именно с точкой розничной продажи. При поиске средств эффективной борьбы с таким пиратством необходимо помнить, что за такой розничной точкой обычно стоит целое преступное предприятие, занимающееся противозаконным тиражированием охраняемых произведений и продажей копий через розничную систему.

8.87. Хотя пиратство существовало и раньше, за последнее время произошли два события, которые придали этому виду деятельности угрожающие размеры, подрывающие саму основу системы охраны авторских прав.

8.88. Первое из этих событий — прогресс в технических средствах сообщения произведений в сфере интеллектуальной собственности для всеобщего сведения. Печатное слово все больше уступает место таким техническим средствам аудио- и видеозаписи, как фонограммы, компакт-кассеты, кинофильмы и видеофильмы. Более того, компьютер, который становится доступным практически повсеместно, продолжил этот список технических средств. Прогресс в области цифровой технологии оказал огромное влияние на процесс создания, распространения и использования произведений творческого труда.

8.89. Система охраны авторских прав ответила на эти тенденции постепенным расширением списка объектов охраны. В настоящее время охраняются не только книги, но также музыкальные и художественные произведения, визуальные записи в виде кинофильмов и видеофильмов, радио- и телепередачи, а также в некоторых странах компьютерные программы. Безусловно, последствия этого прогресса в способах повсеместного распространения объектов интеллектуальной собственности полезны для всего общества и обогатили природу взаимоотношений между автором и его аудиторией. Однако имеются и отрицательные последствия, одним из которых является тот факт, что открылись более широкие возможности для пиратства, препятствующие авторам должным образом контролировать процесс распространения своих произведений.

8.90. Одновременно с прогрессом в области технических средств сообщения объектов интеллектуальной собственности для всеобщего сведения имело место быстрое движение вперед также и в области средств воспроизведения этих результатов творческого труда в материальной форме. Упомянем основные из них:

(1)

появление офсетной печати, множительного оборудования, включая технику фотокопирования;

(2)

изобретение магнитной ленты, компакт-диска и появление улучшенных и более дешевых кассетных магнитофонов, которые позволяют не только проигрывать уже записанные кассеты, но также и осуществлять запись произведений в живом исполнении, а также переписывать радиопрограммы и грампластинки; и

(3)

изобретение видеомагнитофона, который открыл новые возможности доведения до зрителей кинофильмов и других, в основном визуальных, произведений.

8.91. Одним из последствий этих технических достижений явилось различие в затратах автора и его деловых партнеров на изготовление оригинальной записи и затратах на воспроизведение этой записи третьими лицами. В области кинематографии режиссер-постановщик совместно с партнерами должен оплатить услуги сценариста и других приглашенных им литработников, композитора, киноартистов, вспомогательного персонала, а также оплатить использование съемочной площадки и сложного аудио- и видеооборудования, записывающего оборудования. Однако после того, как замысел режиссера воплотился в материальной форме, особенно в виде видеозаписи, дополнительные экземпляры произведения могут быть получены при минимальных затратах, времени и денег. Таким образом, прогресс в области техники звукозаписи дал в распоряжение пиратам средства легкого изготовления противозаконных экземпляров первоначального произведения. Так как пират не сделал никаких капитальных вложений в производство оригинального кинофильма и ему не нужно компенсировать собственные затраты, пиратские копии обычно продаются по заниженной цене, тем самым подрывая возможности автора и тех, кто проинвестировал его, получить справедливое моральное и материальное вознаграждение за свои труды и финансовый риск.

(b) Последствия пиратства

8.92. Пиратство наносит ущерб всем компонентам системы охраны авторских прав: созданию, воспроизведению и распространению объектов интеллектуальной собственности. Рассмотрим эти компоненты по отдельности:

(i) Авторы и исполнители

8.93. Незаконно воспроизводя и распространяя печатные произведения, а также аудио- и видеозаписи и незаконно записывая и сбывая в целях извлечения прибыли произведения в живом исполнении, пираты не выплачивают никакого вознаграждения авторам и исполнителям. Для последних такое вознаграждение является средством существования. Больше всего страдают исполнители, которые не могут более контролировать аудиторию, до сведения которой доводится их исполнение. В итоге аудитория, перед которой они могли бы выступить «живьем», значительно сужается. Лишая авторов и исполнителей средств существования, пиратство наносит значительный ущерб развитию культуры, в первую очередь национальной культуры.

(ii) Издатели и производители фонограмм

8.94. Финансовые затраты издателей на художественное оформление, печать и выпуск в свет книг и других видов печатной продукции, равно как и затраты производителей фонограмм на аранжировку и изготовление аудиовизуальных произведений делают работу авторов и исполнителей максимально доступной для широкой аудитории. Речь идет не только о финансовых затратах, но и о значительном опыте в деле выбора и формы представления произведений широкой аудитории. Выходя на рынок, издатели и производители фонограмм должны считаться с возможностью провала и закладывать риск от такого рода потерь в свои экономические расчеты. От пирата не требуется столь высоких финансовых затрат, опыта, точности расчета и готовности пойти на риск. В своей противоправной деятельности он чаще всего отбирает произведения, которые уже завоевали успех на рынке. В итоге издатели и производители фонограмм не могут пожать в полной мере плоды коммерческого успеха, с одной стороны, и вынуждены считаться с дополнительными потерями в случае провала своих новых произведений на рынке.

(iii) Распространители

8.95. Следующим важным элементом системы охраны авторских прав являются точки распространения и сбыта книг, музыкальных произведений и звукозаписи. Так как пираты не понесли никаких затрат в связи с созданием произведений и поэтому могут распространять их по значительно более низкой цене, законные сбытовые организации часто не в состоянии конкурировать с ними. В результате ущерб наносится как законной дистрибьюторской сети, так и авторам, издателям и производителям фонограмм, которые лишаются части потенциальных покупателей.

(iv) Потребители

8.96. Хотя потребители иногда извлекают краткосрочную выгоду, покупая более дешевые пиратские изделия, качество последних обычно значительно ниже. В более длительной перспективе потребители чувствуют на себе отрицательные результаты потери вознаграждения авторами и исполнителями и финансовых потерь, понесенных издателями и производителями фонограмм. Перераспределение доходов в пользу пиратов делает невыгодным для авторов и их деловых партнеров тратить свое время, усилия, опыт и финансовые ресурсы на создание новых произведений.

(v) Органы власти

8.97. Так как пиратская деятельность осуществляется скрытно, пираты не платят никаких налогов. Одним из неблагоприятных последствий этой потери дохода государственным бюджетом является сокращение государственной поддержки работникам искусств, так как размеры такой поддержки частично определяются долей в государственном бюджете налогов с продажи и иного распространения охраняемых произведений.

8.98. Таким образом, пиратство наносит ущерб всей системе авторского права и, как следствие, ставит под угрозу расцвет национальной культурной самобытности, чему призвана способствовать система охраны авторского права.

Литература к разделу Н:

Р. Brazil. Нарушения авторского права. Пиратство. WIРО/IР/SВ/86/12.

Международное бюро ВОИС. Пиратство и прогресс в средствах судебной защиты. WIРО/СR/КL/8б/8.