J. ЦЕНТРЫ ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
(а) Введение
6.84. Общая Ассамблея ООН на своей одиннадцатой специальной сессии в сентябре 1975 года приняла резолюцию 3362 (S-VII) по развитию и международной кооперации, параграф 1 раздела III, в котором говорится:
«Развитые и развивающиеся страны должны сотрудничать в создании, укреплении и развитии научной и технологической инфраструктуры развивающихся стран. Развитые страны должны также принимать соответствующие меры, такие, как: внесение вклада в создание банка про» мышленно-технологической информации и обсуждение возможности создания региональных и отраслевых банков данных с тем, чтобы обеспечить доступ для развивающихся стран ко все возрастающему потоку информации, обеспечивая отбор технологий, в особенности передовых технологий. Внимание также должно быть уделено созданию меящународного центра по обмену технологической информацией для совместного использования научных исследований, необходимых для развивающихся стран».
6.85. Экспоненциальный рост объема научной и технической информации, производимой во всем мире, а также увеличивающаяся сложность и взаимосвязь проблем, стоящих пред каждой страной в ее планах экономического развития, делают настоятельным для стран обмен их знаниями, опытом и другими ресурсами с тем, чтобы содействовать изучению и передаче научных и технических достижений, обеспечению доступа к таким достижениям на взаимовыгодной основе. Обмен технической информацией является существенной предпосылкой для развития и укрепления национального экономического потенциала любой страны, преодоления технологического разрыва между странами и внутри стран, а также для дальнейшего научного и технического прогресса в мире.
6.86. При признании вышесказанного ясно, что создание Центра патентной информации и документации (ЦПИД) в развивающейся стране составляет само по себе очень важный шаг в обмене и передаче технической информации и отсюда передаче технологии как таковой.
6.87. Задачи и роль ЦПИД соответственно могут быть охарактеризованы следующим образом:
(1)
обеспечение доступа к технологической информации, содержащейся в патентных документах, способом, пригодным для удовлетворения потребностей пользователей;
(2)
распространение технологической информации, содержащейся в патентных документах, как можно более широкому кругу действительных и потенциальных пользователей;
(3)
содействовать признанию роли патентных документов для национального развития и получения выгод при использовании законодательства о промышленной собственности;
(4)
содействовать усилиям по созданию современного законодательства в области промышленной собственности;
(5)
создать эффективную трибуну по вопросам патентной документации, с тем чтобы продвигать высокий уровень осознания потребностей развивающихся стран.
6.88. В выполнении этих задач ЦПИД должен устанавливать четкие связи с научными и исследовательскими организациями как в государственном, так и в промышленном секторе развивающихся стран, а также играть активную роль в планировании и выполнении национальной политики научного и промышленного развития.
(b) Институциональные аспекты
6.89. Обработка технологической информации, содержащейся в патентных документах, должна происходить в контексте национальной политики развития, направленной не только на развитие исследований как таковых, но на вопросы, которые тесно связаны с ними, например передача технологии, что содействует достижению некоторых целей общей политики, одной из которых, разумеется, является цель национального экономического развития.
6.90. С учетом вышесказанного анализ условий создания соответствующей организации, которым должна удовлетворять обработка информации, содержащейся в патентных документах, должен рассматриваться как составная часть целого и в свете научно-технической информационной политики, в рамках которой данная организация будет функционировать.
6.91. В настоящее время для большинства развивающихся стран объем создаваемых «знаний» на основе националь передовых знаний совершаются в промышленно развитых странах, а публикации относительно этих изобретений, то есть патентные документы, выпускаются примерно в том же соотношении. Отсюда для развивающихся стран распространение информации в течение ряда лет в ближайшем будущем будет оставаться основной задачей, которой должна быть посвящена национальная политика в области патентной информации.
6.92. В развивающихся странах, в которых существует хорошо функционирующее ведомство по промышленной собственности, такое ведомство, по всей видимости, сможет быть центральным звеном в осуществлении национальной политики в области патентной информации. Существует много доводов в пользу такого вывода; наиболее важный из них — что почти во всех случаях такое ведомство является единственным каналом, известным (следует признать, для небольшого круга потребителей) как средоточие по крайней мере информации о знаниях (национальных и зарубежных), достойных обращения за получением патента. Более того, в большинстве случаев ведомство по промышленной собственности имеет одного или более специалиста в составе своего персонала, кто в состоянии читать и понимать техническое содержание патентных документов. Наконец, ведомства по промышленной собственности выпускают национальные патентные документы, которые, как объясняется ниже, могут стать основой участия страны в двустороннем свободном обмене патентными документами.
6.93. Стоимость начального создания ЦПИД, комплектования его обученным персоналом и последующего содержания является очень высокой и может выходить за пределы национального бюджета большинства развивающихся стран. Внешняя помощь, как техническая, так и финансовая, была бы возможна со стороны, например. Программы развития ООН. Региональная кооперация между развивающимися странами, связанными единым языком или традициями, служит хорошей основой для создания регионального ЦПИД.
(с) Организация
(i) Введение
6.94. В первые годы своего существования ЦПИД обычно занят выполнением функций справочного центра, а также сбора материала, организацией услуг и их рекламой. Обучение собственного персонала и просвещение будущих пользователей должно быть одной из важнейших первоначальных задач. Следует помнить, что требования как организационного, так и технического порядка, предъявляемые пользователями из общественного сектора и пользователями из самого ведомства, обычно бывают различными. Однако, каким ни был бы объем документного фонда, первоначальный или планируемый, необходимо предвидеть выполнение следующих задач, которые требуют к себе внимания с самого начала: задачи комплектования, библиотечной работы, поддержания фондов, оказания помощи пользователям в целом, помощь другим службам в ведомстве, специальная помощь национальному совету по исследованиям, подготовка кадров.
(ii) Задачи комплектования и библиотечной работы
6.95. Комплектование патентных документов на бумаге может производиться путем обмена или приобретения. Приобретение подборок текущих патентных документов по мировому фонду возможно лишь тогда, когда имеются значительные денежные средства Большинство развивающихся стран таких средств на расходы подобного вида не имеет также считается, что им не требуется документация по всему мировому фонду. Поэтому необходимо стремиться к заключению двусторонних соглашений по обмену. Подготовка переговоров по заключению таких соглашений должна осуществляться персоналом по «комплектованию», поскольку он отвечает за реализацию политики комплектования фондов, которая определяется Генеральным директором ЦПИД. Развивающиеся страны могут приобретать подборки патентных документов, которые другие страны предоставляют, например, по экономическим соображениям или поскольку бумажные копии заменяются на микроформы. ВОИС ведет перечень таких предоставляемых подборок.
6.96. Вторичные источники патентной информации, такие, как официальные бюллетени, могут быть получены также бесплатно на некоторых условиях. Они должны всегда составлять часть ЦПИД. Следует также учитывать другие вторичные источники патентной информации, такие, как специализированные реферативные службы или службы библиографической информации для патентных документов, например предлагаемые ЕПИДОС.
6.97. Патентные документы являются не только источником технической информации. Поэтому необходимо получать также некоторое число «ключевых журналов». К сожалению, в большинстве случаев они не могут быть получены на основе обмена и должны приобретаться. «Ключевые журналы» должны выбираться в зависимости от релевантности их содержания. Перечень таких «ключевых журналов» был составлен органами Союза по договору о патентной кооперации (РСТ). В некоторых случаях в зависимости от важности технической области для данной страны или региона требуется более общая журнальная литература для того, чтобы дополнить техническое содержание патентных документов в фонде.
6.98. Предоставление патентных документов на микроформе получает все большее распространение в мировом масштабе. Преимущества сокращения затрат на хранение в сравнении с бумажными копиями патентных документов должны рассматриваться вместе с необходимостью обеспечения читающего и печатающего оборудования. Должна также быть обеспечена возможность локальной профилактики этого оборудования. Также не следует упускать из виду, что хранение и использование микроформ требует особого внимания в жарком и влажном климате.
6.99. Как только поток документов, включая национальные патентные документы, обеспечен, документы должны проверяться при их получении и направляться в соответствующие места и соответствующему персоналу ЦПИД. Также должна быть проведена каталогизация. Необходимо организовать также мощности по переплету патентных документов и журналов. Некоторые документы могут быть представлены на микроформах, и поэтому необходимо изучить необходимые методы хранения и использования таких достаточно необычных форм патентных документов и необходимо приобрести соответствующие читальные аппараты для микроформ.
(iii) Задачи ведения фондов
6.100. Надлежащее место, куда должен быть направлен основной поток полученных в ЦПИД патентных документов, — это сектор «патентных поисковых фондов». В этом секторе патентные документы должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить к ним доступ. Система организации, постулируемая для использования, является МПК, которая позволяет проводить классифицирование документов как по их техническому содержанию, так и физическую организацию подборки патентных документов в фонды, пригодные для поиска.
6.101. Какой бы ни была бы выбранная организация документного фонда, постоянное ежегодное пополнение документов в этот фонд бывает неизбежным, и если ЦПИД функционирует успешно, предоставляя этот фонд потребителям и обеспечивая знакомство потребителей с содержанием патентных документов, то документы постоянно изымаются из фонда для целей просмотра, копирования и т.п., можно надеяться, будут возвращаться обратно в фонд. Необходимо предпринимать меры безопасности с тем, чтобы гарантировать целостность фонда, так как любой потерянный документ должен быть заменен на новую копию, полученную из страны его публикации, за которую надо платить.
6.102. Следовательно, от персонала требуется постоянно обеспечивать систематический рост классифицированного фонда, его обновление, получение необходимых копий для обеспечения целостности фонда и помогать пользователям получать доступ к фонду в случае необходимости обращения к нему.
(iv) Помощь пользователям в целом
6.103. Определенная часть персонала ЦПИД должна оказывать помощь пользователям услуг Центра, давая справки в отношении:
(1)
объема информации, имеющегося в фондах Центра;
(2)
чтения, понимания и интерпретации содержания патентных документов, официальных бюллетеней, технических журналов, услуг реферативных служб и т. д.;
(3)
наличия различных средств доступа к информации;
(4)
использования и интерпретации МПК;
(5)
использования читающих аппаратов для микроформ.
6.104. Общая помощь пользователям Центра должна оказываться техническим персоналом, имеющим библиотечную или документационную подготовку. Они должны иметь глубокие знания, как написаны и составлены патентные документы и патентные бюллетени. Некоторые из них должны знать хорошо МПК. Предпочтительно, чтобы таких специалистов было по крайней мере три: по одному на каждую основную область техники: механику, химию и электромеханику с физикой. (Это три типичных подраздела промышленной собственности, для которых примерно в равных пропорциях указывается число поданных заявок в каждой стране.)
(v) Помощь в оказании других услуг для Ведомства
по промышленной собственности
6.105. Ведомство по промышленной собственности, независимо от того, курирует ли оно ЦПИД или нет, будет в значительной степени пользоваться услугами, оказываемыми Центром. Буквально через несколько лет после своего возникновения Центр должен обеспечивать проведение поисков на определение уровня техники в целях установления новизны и изобретательского уровня изобретений, содержащихся в подаваемых в ведомство заявках.
6.106. Персонал, оказывающий общую помощь пользователям, может также выполнять указанные функции, однако общий уровень подготовки персонала, необходимый для оказания общей помощи, отличается от уровня подготовки, требуемого для оказания помощи ведомству в подготовке отчета, позволяющего указанному ведомству принимать решение о выдаче или невыдаче патента на основе заявки. Очень часто число заявок в данной стране бывает достаточно высоким, чтобы гарантировать необходимость подготовки и обучения «специалистов по патентному поиску» для целей собственно патентной процедуры. Обычно «специалисты по поиску» должны иметь диплом о техническом (университетском) образовании и быть специалистами в одной из технической областей, упомянутых выше. Необходимы также хорошие знания МПК, а также, по возможности, других национальных классификаций.
6.107. Новые заявки, подаваемые в ведомство, должны быть проклассифицированы в соответствии с их техническим содержанием. Эта задача может быть также поручена вышеназванным «специалистам по поиску», поскольку они, проводя поиск, имеют дело с чтением и полным пониманием технических аспектов предполагаемого изобретения.
6.108. Если ведомство по промышленной собственности или другое правительственное учреждение ведет реестр и осуществляет механизм контроля за лицензионными договорами или оно играет непосредственно или косвенно некоторую роль в передаче технологии или обеспечивает источник технической информации для прогнозирования экономического роста, то такое ведомство или учреждение будут нуждаться в постоянной помощи и развитии соответствующих услуг со стороны ЦПИД.
(d) Организация документного фонда
6.109. Учитывая огромное количество существующих и постоянно публикуемых патентных документов, развивающиеся страны с самого начала столкнутся с проблемой большого числа патентных документов, попадающих ежегодно на «информационный рынок», и поэтому может оказаться целесообразным, а иногда даже необходимым сократить число документов, приобретаемых ежегодно. Существует несколько методов сокращения числа патентных документов в фондах и подборках ЦПИД, а именно путем:
(1)
отбора по стране публикации;
(2)
отбора по языку документа;
(3)
отбора из патентов-аналогов;
(4)
отбора за определенный период времени;
(5)
замены полного текста патентного документа на реферат.
6.110. Имеется еще один метод сокращения числа документов в хранилище, а именно политика комплектования, в соответствии с которой приобретение документов ограничивается согласно областям интереса. Такие области могут определяться исходя из приоритетов, установленных в планах развития данной страны или региона. Отбор «ключевых журналов» для ЦПИД должен происходить исходя из аналогичных критериев удобства (язык, страна, время и т. п.), которые применяются для отбора патентных документов.
6.111. Очевидно, что для любого вновь организуемого ЦПИД используемой классификационной системой должна быть МПК. Следует подчеркнуть, что представляется возможным новые поступления опубликованных патентных документов после их возможной проверки на правильность классифицирования включать непосредственно в соответствующие места поисковых фондов, организованных по МПК.
(е) Услуги
6.112. Объем и виды различных услуг, разрабатываемых и предлагаемых ЦПИД, могут быть ограничены, только исходя из имеющихся ресурсов, численности персонала и доступной информации. Услуги, которые Центр технической информации может предлагать, были подробно и детально описаны в различных специализированных публикациях. Принимая во внимание специальные характеристики патентных документов, ЦПИД может предлагать следующие патентно-информационные услуги, такие, как:
(1)
предоставление документов: на бумаге или микроформах;
(2)
избирательное распространение информации (ИРИ), основанное на интересующих тематических профилях, определяемых в терминах рубрик МПК;
(3)
реферативные услуги с учетом языковых требований пользователей;
(4)
переводческие услуги;
(5)
библиографические поиски: по имени, по дате, символам МПК;
(6)
поиски на уровень техники;
(7)
консультационные услуги, например для тех пользователей, которые плохо ориентируются в патентных документах, консультационные услуги по лицензионным соглашениям;
(8)
адаптация и расфасовка патентной информации таким образом (например в виде монографий), с целью облегчения понимания для конечного пользователя;
(9)
организация публичных читальных залов.
(f) Обучение
6.113. Необходимая инфраструктура в развивающихся странах должна создаваться путем подготовки кадров ЦПИД. Поскольку главной задачей ЦПИД является удовлетворение требований, поставленных в национальной политике в области патентной информации, необходимо обучать и готовить в первую очередь кадры ЦПИД. А кадры ЦПИД в свою очередь будут обучать и готовить конечных пользователей.
6.114. Основное обучение по общим вопросам патентной информации должно обеспечиваться для всего профессионального состава. Специализированное обучение должно производиться выборочно для персонала в соответствии с требованиями программ среднесрочной и долгосрочной программы обучения.
6.115. Программа обучения персонала ЦПИД должна включать:
Общую подготовку:
(1)
общее введение в существующие национальные и региональные системы наиболее важных услуг в области промышленной собственности, касающихся в особенности патентов, авторских свидетельств, полезных моделей, а также общего понятия предоставляемой охраны и ее ограничений;
(2)
общее представление об объеме технической информации, содержащейся в патентных документах, и различных средствах доступа к ней;
(3)
правовое и техническое содержание патентных документов, ведущее к повышению уровня знаний, раскрываемых в патентном документе;
(4)
принципы и структура МПК, а также ее значение для проведения поиска и других форм нахождения информации, основанных на патентных документах;
(5)
использование информации, содержащейся в патентных документах, в процессе заключения или контроля за лицензионными соглашениями, а также при принятии решений и выработке политики для правительственных органов и промышленности.
Специализированное обучение:
(1)
глубокое изучение МПК;
(2)
использование вторичных патентных услуг, таких, как: услуги, основанные на библиографических данных, реферативные услуги и т. д.;
(3)
хранение и ведение документных фондов;
(4)
другие специальные формы обучения, касающиеся услуг, предоставляемых ЦПИД.
6.116. С тем чтобы использовать практический опыт работы, накопленный в подразделениях ведомства развитой страны, занимающихся патентной информацией и документацией, и с тем чтобы обеспечить практическое применение приобретенных теоретических знаний, необходимо общую подготовку дополнять подготовкой по существу в рамках ведомств, имеющих разветвленные службы патентной информации и документации.
6.117. Следует подчеркнуть, что приобретение специализированных знаний, касающихся всех вопросов патентной информации и документации, может занимать несколько лет. Поэтому необходимо, чтобы персонал ЦПИД имел бы гарантии определенного продвижения в государственной службе.
Литература к разделу J:
Международное бюро ВОИС. Международная кооперация в области патентной документации и информации VТС/83/11.
Международное бюро ВОИС. Рекомендации по организации Центра патентной информации и документации с особым учетом потребностей и ситуации в развивающихся странах. WIРО, Риb. Nо. 658(Е) (1980 и 1987)