В. АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

1.11. Авторское право имеет отношение к таким художественным произведениям, как поэмы, романы, музыка, живопись, кинофильмы и т. п. В большинстве европейских языков используется не английский термин «копирайт» (буквально — право на изготовление копий), а словосочетание «авторское право». В английском термине «копирайт» упор делается на основном действии, которое в отношении литературных или иных художественных произведений может осуществляться только самим автором или с его разрешения. Речь идет об изготовлении экземпляров литературного или иного произведения, такого, как книга, картина, скульптура, фотография или кинофильм. В термине «авторское право» во главу угла ставится личность создателя художественного произведения или его автора, чем подчеркивается тот факт, признаваемый в законодательстве большинства стран, что автор имеет определенные правомочия в отношении своего произведения, например право воспрепятствовать его искаженному воспроизведению, которое может быть сделано лишь самим автором, в то время как другие права, такие, как право на изготовление экземпляров, могут осуществляться третьими лицами, например издателем, который получил на это лицензию от автора.

1.12. «Смежные права» означают права, смежные с авторским правом. Обычно считается, что имеются три разновидности смежных прав: права исполнителей на их исполнение; права производителей фонограмм на их фонограммы и права организаций эфирного вещания на их радио- и телевизионные программы.

1.13. Защита интересов авторов состоит не только в предотвращении неразрешенного использования их произведения. В конечном итоге их произведения предназначены для того, чтобы быть доведенными до широкой аудитории. Различные категории произведения доводятся до всеобщего сведения различными способами. Например, издатель воспроизводит рукопись литературного произведения в окончательном виде, не добавляя ничего к тому, что было создано автором. Интересы книгоиздателей охраняются на основании прав, переуступленных им авторами или приобретенных у них по лицензии.

1.14. Несколько иная ситуация имеет место с драматургическими или музыкальными произведениями. При сообщении для всеобщего сведения такие произведения должны исполняться или декламироваться исполнителями. В таких случаях следует учитывать необходимость охраны интересов и самих исполнителей в случае использования их индивидуальных интерпретаций таких произведений.

1.15. Развитие техники звукозаписи и возможность относительно легкого воспроизведения записей сделали необходимым также обеспечить охрану прав производителей фонограмм. Широкая доступность на рынке все более эффективных записывающих устройств вызвала к жизни постоянно растущую и ныне достигшую международного масштаба проблему пиратства в этой области. Более того, звукозаписи часто используются организациями эфирного вещания, и, хотя, с одной стороны, такое использование обеспечивает рекламу для различных видов звукозаписи и их производителей, с другой стороны, они стали неотъемлемой составной частью ежедневных программ организации эфирного вещания. Как следствие этого, точно так же как исполнители стремились оградить собственные интересы, так и производители фонограмм начали борьбу против неразрешенного тиражирования фонограмм, а также борьбу за вознаграждение за использование фонограмм в целях эфирного вещания и других видов сообщения для всеобщего сведения.

1.16. И наконец, организации эфирного вещания имеют также определенные интересы в отношении собственных программ, стремясь воспрепятствовать их неразрешенной ретрансляции другими организациями эфирного вещания и вообще их неразрешенного воспроизведения.

1.17. В общем плане охране подлежат формы выражения идей автора, а не сами идеи. Например, если автор публикует в виде журнальной статьи краткое изложение своих идей о том, как построить радиоприемник, это не может помешать третьей стороне использовать эти идеи для создания такого приемника; однако авторское право защитит автора от воспроизведения экземпляров его статьи без его разрешения. Что касается самого изобретения, на него не распространяется охрана в соответствии с авторским правом, но оно может быть защищено на других основаниях, например в контексте промышленной собственности. Главное здесь то, что идеи как таковые не охраняются авторским правом. Если кто-либо обнародовал свои идеи, например в ходе публичной лекции, но не имеет соответствующего патента, у него нет никаких средств, чтобы воспрепятствовать другим использовать его. Однако после того, как идея была выражена в материальной форме, возникает авторское право на слова, музыкальные ноты, рисунки и т. п., в форме которых идея воплощена. Однако для того, чтобы подлежать охране в соответствии с авторским правом, произведение должно быть оригинальным.

1.18. Окончательная фиксация произведения в материальной форме (письмо, печать, фотография, звуко- или видеозапись, скульптура, архитектура, живопись, воспроизведение в графической форме и т. п.) не является обязательной предпосылкой для охраны. Однако некоторые страны, в основном те, в которых принята англо-американская юридическая система, требуют той или иной фиксации произведения до того, как ему будет предоставлена охрана, делая это из соображений использования такой формы в качестве доказательства в случае тяжбы.

1.19. Охрана по авторскому праву не зависит от качества или ценности произведения — произведение будет охраняться, независимо от того, считается ли оно хорошим или плохим литературным или музыкальным произведением. Охрана также не зависит от цели создания произведения, так как возможное использование произведения не имеет никакого отношения к его охране.

1.20. В случае нарушения прав предусматриваются санкции. Любое неразрешенное использование произведений, охраняемых авторским правом, в тех случаях, когда разрешение на такое использование требуется по закону, является нарушением авторского права (например, воспроизведение, публичное исполнение, передача в эфир или любое иное сообщение для всеобщего сведения, совершенное без разрешения, переработка в любую иную форму без разрешения автора, плагиат и т. п.). Для компенсации ущерба, нанесенного в результате такого нарушения, в законе предусматриваются санкции. В зависимости от серьезности нарушения санкции могут быть гражданскими или уголовными.

1.21. Наконец, является общепризнанным фактом, что комплекс прерогатив, составляющих авторское право, должен быть признанным и охраняемым, по крайней мере в течение жизни автора. После его смерти в принципе произведение продолжает охраняться в течение определенного времени, составляющего, как правило, 50 лет. Считается, что такой срок обеспечивает справедливый баланс между поддержанием материальных прав автора и потребностями общества иметь доступ к достижениям культуры, имеющим непреходящий характер. По истечении срока охраны произведение становится всеобщим достоянием, то есть может быть использовано любым лицом без какого-либо разрешения.

Литература к разделу В:

Международное бюро ВОИС. Элементы промышленной собственности. ВОИС WIРО/IP/WDN/93/1.

Международное бюро ВОИС. Международная охрана авторского права и смежных прав. WIРО/CNR/АВU/93/2.

Международное бюро ВОИС. Происхождение, эволюция, объем и границы авторского права. STC/IZU/CNR/1/4.