Вопрос №15.Эволюция русской философии, её особенности и этапы. Философские идеи П.А. Чаадаева.

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:

• XI в. — первая половина XVIII в. — постановка фило­софских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетиче­ского (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек, и др.);

• вторая половина XVIII в. — первая четверть XIX в. — распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без подражания западноевропейским течениям фило­софской мысли;

• вторая четверть XIX в. — начало XX в. — становление и развитие самобытной русской философии;

• после 1922 г. — философия русского зарубежья.

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В. Ф. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого фило­софского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Вплоть до второй половины XIX в. философская проблема­тика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения.

С одной стороны, становление русской философии происхо­дило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чис­тым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

С другой стороны — эти же условия привели к такому ненор­мальному для самой философии состоянию, когда при воспри­ятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались, прежде всего, с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К. Леонтьвва, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н. Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

Существование на перекрестке различных культур во мно­гом определило форму философствования и проблематику рус­ской философии. Русской философии, в отличие от западноевропейской, чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое позна­ние сущего».

С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: он­тология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856).

Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, кот есть объективная форма внешнего мира, и во времени, кот субъективно.

Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, кот, однако, ограничивался миром физических явлений. Сознание чел не подчиняется механистическим закономерностям природы, а явл. результатом божественного творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в духовном мире, объекты которого обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, кот в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. Задача философии - изучать человека именно как духовное существо. Наиболее общие законы мира чел не может понять без наития свыше, отсюда большая роль божественного закона в природе в духе объективного идеализма.

Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. Коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философской истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начальный период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность Р от мирового исторического процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достижениями зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Он говорил, что Россия отстала от Запада, потом перешел к мнению об особой роли России, которая еще отыскивает свободную национальную идею. В развитии общества особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима модернизация веры, а в обществе будут царить равенство, братство и свобода. Не сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что остальное еще хуже.

Особенности национального развития России ставят в центр осмысление национальных задач и путей развития.