Деловое и управленческое общение: понятие, виды и назначение.
Управленческое общение – это специфическая форма делового общения, связанная с руководством людьми. Основные функции управленческого общения: выдача распоряжения, проверка исполнения, оценка исполненного.
Менеджер вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы:
1. Отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать;
2. Получить «обратную» (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания;
3. Дать оценку выполнения задания подчиненным;
Понимание между руководителем и подчиненным является необходимым, но недостаточным условием для выполнения распоряжения руководителя. Важно, чтобы подчиненный согласился это сделать, принял распоряжение руководителя.
Три основные функции управленческого общения:
1) Выдача распорядительной информации.
2) Проверка исполнения (получение «обратной» контрольной информации).
3) Оценка исполненного (выдача оценочной информации).
Руководители не всякий раз контролируют исполнение распоряжений и не всегда дают оценку исполненному. Поэтому выдача распорядительной информации осуществляется наиболее часто и оказывает наибольшее влияние на эффективность деятельности организации. Именно на этой стадии управленческого воздействия менеджер изменяет вид деятельности, действия, поведение другого человека.
От того, как отдаётся распоряжение, зависит качество исполнительской деятельности.
Распорядительная информация по форме может быть директивной, демократической или даже либеральной.
1. К директивным формам относятся: приказ, директива, указание, распоряжение, требование.
2. К либеральным – уговоры.
3. К демократическим – просьбы, рекомендации, советы.
Для подчинённого в принципе любая форма распорядительной информации воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Однако демократическая форма распорядительной информации повышает качество исполнительной деятельности и даёт большую отдачу для производства, так как подчинённый с большим желанием выполняет задание. Если же задание выполняется формально, не согласуется с мыслями работника, его желанием и позицией, то трудно ожидать хороших результатов.
Эффективность исполнения решений зависит от конкретной формы распоряжений: приказ или просьба, персонифицированное или не персонифицированное, вопросительное, утвердительное или директивное распоряжение.