В13. Специфические принципы.

Общесоциальныепринципы:

1.П.оздоровительной направленности

2.П.всестороннего развития личности

3.П.связи с трудовой и оборонной практикой

Общеметодические:

1.П.сознательности и активности

2.П.наглядности

3.П.доступности и индивидуализации

4.П.последовательности

5.П.системности

6.П.прочности и прогрессирования

Специфические:

1.П.непрерывности процесса ФВ

Процесс ФВ – целостная система с определенной последовательностьюиспользования упражнений (эффект суперкомпенсации)

В решении образовательных задач это: от простого к сложному, от легкого к трудному и т.д., учет переноса навыков

В развитии ФК необходим учет биологических закономерностей адаптации.

В возрастном аспекте последовательность заключается в тенденции от ОФП к специализированной

Обеспечение преемственности эффекта занятий для сохранения достигнутых результатов (кумуляция эффектов занятий)

2.П.системного чередования нагрузок и отдыха

Зависит суммарный эффект занятий учитывая величину, направленность нагрузок и гетерохронность восстановления.

3 типа отдыха: ординарные, суперкомпенсаторные, жесткие. Варианты реакции организма на применение разных типов отдыха.

Специфичность принципа заключается в построении четкой системы воздействий и определяет:

- рациональная частота заданий;

- рациональное чередование нагрузки и отдыха;

- повторность и вариативность нагрузки.

3.П.постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий

• Повышение величины нагрузки из-за адаптационной перестройки организма. (схема адаптации)

Функциональные перестройки более быстры по отношению в морфологическим.

• Изменение техники выполнения упражнения из-за роста физических кондиций (опережающее развитие физических качеств по отношению к технике)

• Противоречие между необходимостью совершенствовать ДУ и необходимостью его изменять для реализации в изменившихся условиях.

• может быть и снижение

• объем и интенсивность в одном занятии и в серии их

• обновление состава упражнений

4.П.Адаптированного сбалансирования динамики нагрузок

• суммарная нагрузка серии занятий --- динамика тренированности (кумуляция эффекта)

• увеличение нагрузки после уменьшения функциональных сдвигов на “стандартную” нагрузку

• временная стабилизация или даже снижение

• Линейная, ступенчато-восходящая и волнообразная формы динамики суммарной нагрузки

5.П.циклического построения занятий

Малые циклы (обычно недельный ) - завершенная серия

На длительность микроцикла влияют: содержание, величина нагрузок, динамика процессов восстановления, календарь и др.

Фазы: кумулятивная и восстановительная

Средний цикл (мезоцикл) 2-8 микроциклов в определенной последовательности

Большие циклы (макро – годовой или полугодовой, состоящий из периодов, которые в свою очередь из ряда мезоциклов).

Привязанность тренировочных циклов к циклам жизни человека.

6.П.возрастной адекватности направлений ФВ

Многолетний процесс подготовки:

• До 35 лет – достижение высокого уровня физической подготовленности, в т.ч. и достижений в спорте

• 35-55 (60) лет – стабилизация функциональных возможностей (поддержание достигнутого уровня)

• С 55 (60) лет – противодействие негативным изменениям

В спорте: этап начальной подготовки, этап специализации, этап высших спортивных достижений: от ОФП к специализированности процесса.