В13. Специфические принципы.
Общесоциальныепринципы:
1.П.оздоровительной направленности
2.П.всестороннего развития личности
3.П.связи с трудовой и оборонной практикой
Общеметодические:
1.П.сознательности и активности
2.П.наглядности
3.П.доступности и индивидуализации
4.П.последовательности
5.П.системности
6.П.прочности и прогрессирования
Специфические:
1.П.непрерывности процесса ФВ
Процесс ФВ – целостная система с определенной последовательностьюиспользования упражнений (эффект суперкомпенсации)
В решении образовательных задач это: от простого к сложному, от легкого к трудному и т.д., учет переноса навыков
В развитии ФК необходим учет биологических закономерностей адаптации.
В возрастном аспекте последовательность заключается в тенденции от ОФП к специализированной
Обеспечение преемственности эффекта занятий для сохранения достигнутых результатов (кумуляция эффектов занятий)
2.П.системного чередования нагрузок и отдыха
Зависит суммарный эффект занятий учитывая величину, направленность нагрузок и гетерохронность восстановления.
3 типа отдыха: ординарные, суперкомпенсаторные, жесткие. Варианты реакции организма на применение разных типов отдыха.
Специфичность принципа заключается в построении четкой системы воздействий и определяет:
- рациональная частота заданий;
- рациональное чередование нагрузки и отдыха;
- повторность и вариативность нагрузки.
3.П.постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий
• Повышение величины нагрузки из-за адаптационной перестройки организма. (схема адаптации)
Функциональные перестройки более быстры по отношению в морфологическим.
• Изменение техники выполнения упражнения из-за роста физических кондиций (опережающее развитие физических качеств по отношению к технике)
• Противоречие между необходимостью совершенствовать ДУ и необходимостью его изменять для реализации в изменившихся условиях.
• может быть и снижение
• объем и интенсивность в одном занятии и в серии их
• обновление состава упражнений
4.П.Адаптированного сбалансирования динамики нагрузок
• суммарная нагрузка серии занятий --- динамика тренированности (кумуляция эффекта)
• увеличение нагрузки после уменьшения функциональных сдвигов на “стандартную” нагрузку
• временная стабилизация или даже снижение
• Линейная, ступенчато-восходящая и волнообразная формы динамики суммарной нагрузки
5.П.циклического построения занятий
Малые циклы (обычно недельный ) - завершенная серия
На длительность микроцикла влияют: содержание, величина нагрузок, динамика процессов восстановления, календарь и др.
Фазы: кумулятивная и восстановительная
Средний цикл (мезоцикл) 2-8 микроциклов в определенной последовательности
Большие циклы (макро – годовой или полугодовой, состоящий из периодов, которые в свою очередь из ряда мезоциклов).
Привязанность тренировочных циклов к циклам жизни человека.
6.П.возрастной адекватности направлений ФВ
Многолетний процесс подготовки:
• До 35 лет – достижение высокого уровня физической подготовленности, в т.ч. и достижений в спорте
• 35-55 (60) лет – стабилизация функциональных возможностей (поддержание достигнутого уровня)
• С 55 (60) лет – противодействие негативным изменениям
В спорте: этап начальной подготовки, этап специализации, этап высших спортивных достижений: от ОФП к специализированности процесса.