Тема 2. Нововведения как объекты инновационного менеджмента. Характеристика инновационных процессов. Управление инновационными процессами
1. Понятия инновация, нововведение, новшество; свойства инноваций:
2. Нововведения как объект инновационного управления.
3. Основные категории инновационного менеджмента.
4. Ресурсы инновационной деятельности. Инновационный процесс и его составляющие.
Понятия инновация, нововведение, новшество; свойства инноваций: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость (коммерциализация инновации). Причина возникновения инноваций. Взаимосвязь инновации с рынком.
Нововведения как объект инновационного управления. Классификация инноваций: базовые (радикальные) или улучшающие инновации; технологические, продуктовые или организационные инновации.
Основные категории инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент: понятие инновационный менеджмент, возникновение, становление, основные черты; организация инновационного менеджмента; общие и частные функции инновационного менеджмента; отличительные особенности инновационного менеджмента.
Инновационная деятельность: понятие инновационной деятельности; принципы организации, планирования, стимулирования, ресурсного обеспечения применительно к инновационной деятельности. Ресурсы инновационной деятельности: материальные; кадровые; интеллектуальные; информационные; финансовые. Особенности управления отдельными видами ресурсов. Определение понятия «инновационный потенциал». Составляющие инновационного потенциала. Определение понятий: инновационная активность, инновационный механизм, инновационная система, инновационная идея.
Понятие инновационного процесса. Распространение инновации, диффузия инноваций. Понятие инновационная инфраструктура. Субъекты инновационного процесса: новатор, инноватор (ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие), инвестор. Формула инновационного процесса: фундаментальные исследования (чистые и целевые), прикладные исследования, разработки, освоение новшеств, стадия производства новшеств, маркетинг инноваций. Стадии и этапы инновационного цикла. Маркетинг инноваций.
Ключевые термины и понятия: инновационный менеджмент, нововведение, новшество; инновационный процесс, инновационная инфраструктура, маркетинг инноваций.
Вопросы для самостоятельной оценки знаний
1. Какие инновации могут быть на входе в предприятие?2. Назовите инновации на выходе с предприятия.3. Какие направления классификации инноваций в большей мере отражают новизну и инновационные изменения?4. Дайте классификацию научных организаций по секторам науки и типам организаций.5. Какова роль венчурных и эксплерентных фирм в инновационном процессе?
Основная литература:[1-7]
Дополнительная литература: [8-16]