Тестирование правильности
После окончания тестирования интеграции программная система собрана в единый корпус, интерфейсные ошибки обнаружены и откорректированы. Теперь начинается последний шаг программного тестирования — тестирование правильности. Цель — подтвердить, что функции, описанные в спецификации требований к ПС, соответствуют ожиданиям заказчика [64], [69].
Подтверждение правильности ПС выполняется с помощью тестов «черного ящика», демонстрирующих соответствие требованиям. При обнаружении отклонений от спецификации требований создается список недостатков. Как правило, отклонения и ошибки, выявленные при подтверждении правильности, требуют изменения сроков разработки продукта.
Важным элементом подтверждения правильности является проверка конфигурации ПС. Конфигурацией ПС называют совокупность всех элементов информации, вырабатываемых в процессе конструирования ПС. Минимальная конфигурация ПС включает следующие базовые элементы:
1) системную спецификация;
2) план программного проекта;
3) спецификацию требований к ПС; работающий или бумажный макет;
4) предварительное руководство пользователя;
5) спецификация проектирования;
6) листинги исходных текстов программ;
7) план и методику тестирования; тестовые варианты и полученные результаты;
8) руководства по работе и инсталляции;
9) ехе-код выполняемой программы;
10) описание базы данных;
11) руководство пользователя по настройке;
12) документы сопровождения; отчеты о проблемах ПС; запросы сопровождения; отчеты о конструкторских изменениях;
13) стандарты и методики конструирования ПС.
Проверка конфигурации гарантирует, что все элементы конфигурации ПС правильно разработаны, учтены и достаточно детализированы для поддержки этапа сопровождения в жизненном цикле ПС.
Разработчик не может предугадать, как заказчик будет реально использовать ПС. Для обнаружения ошибок, которые способен найти только конечный пользователь, используют процесс, включающий альфа- и бета-тестирование.
Альфа-тестирование проводится заказчиком в организации разработчика. Разработчик фиксирует все выявленные заказчиком ошибки и проблемы использования.
Бета-тестирование проводится конечным пользователем в организации заказчика. Разработчик в этом процессе участия не принимает. Фактически, бета-тестирование — это реальное применение ПС в среде, которая не управляется разработчиком. Заказчик сам записывает все обнаруженные проблемы и сообщает о них разработчику. Бета-тестирование проводится в течение фиксированного срока (около года). По результатам выявленных проблем разработчик изменяет ПС и тем самым подготавливает продукт полностью на базе заказчика.