Генезис сознания. Роль языка и социокультурных факторов в его возникновении и развитии
Сознание является фундаментальным понятием философии. Его содержание составляет духовная активность человека, для понимания и обоснования которой принципиальное значение имеет вопрос о происхождении сознания. При его решении философия опирается как на естественнонаучные данные физиологии и психологии, так и на полученные в последние годы интересные материалы археологии, антропологии, этнографии, лингвистики и т. п.
Смысл доисторического периода развития человечества заключался в выработке механизмов такого приспособительного поведения людей в природной среде обитания и социальном окружении, которое бы позволяло им выживать, существовать, продолжать род, поддерживать и изменять свою жизнь. Орудийность, язык, развивающиеся социальные формы общности, хозяйственный уклад и другие социокультурные факторы сыграли решающую роль в становлении сознания человека. Они были стержневыми в первобытной эволюции человека и определили своеобразие естественного рубежа, отделившего человека от остальных живых существ. Обсуждение различий животных и человека считается основным содержанием философской проблемы антропогенеза.
Поведение животных находится в зависимости от действия биогенетических факторов и условий окружающей среды. Оно ситуативно и инстинктивно. Благодаря длительной эволюции человека происходит необратимая перестройка и усложнение его поведения за счет: а) появления новых свойств тела (прямохождение, освобождение рук и их новые функции, усложнение структур и функций мозга при одновременном возрастании объема его массы); б) применения, а затем и изготовления орудий труда; в) формирования новых способов общения (функций тела и его органов, устной и письменной речи). Общность действия биоэволюционных закономерностей по отношению к животным и человеку заметно сказалась на сходстве характеров их поведения. В частности, таково сходство в использовании орудий животными и человеком. Высокоорганизованные животные, также как и люди, могут использовать естественные (подручные) орудия (палки, камни), даже изготовлять орудия для определенных целей с помощью зубов и конечностей (очистить палку от веток, заострить ее, камнем разбить раковину или орех). Но подобное сходство является внешним, за ним скрывается существенное различие между животными и человеческими способами изготовления и употребления орудий.
Наиболее явно оно обнаруживается в том, что только человек может изготавливать искусственные орудия (технику) с помощью других, ранее произведенных им средств труда. В биологии не известен ни один вид животных, который бы мог изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных им средств. Подобная орудийная деятельность есть привилегия человека. Данные биологических наблюдений свидетельствуют о том, что сложные формы поведения животных (элементарные информационно-ориентировочные и эмоционально-психические действия, научение, ритуалы, общение и т. п.) подчиняются генетически запрограммированным правилам, помогающим им приспособиться к изменениям среды обитания. Тогда как в действиях человека по мере его эволюции прогрессируют произвольные элементы при принятии решения и оптимизации поведения.
Другим важнейшим фактором, отделившим в ходе эволюции человека от животного мира, являются его речевые способности. Любой вид животных обладает средствами обмена информацией, позволяющей координировать и направлять свои действия, предупреждать об опасности, привлекать к себе внимание, метить территорию своего проживания. Но сколь бы ни были разнообразны сигнально-информационные способы поведения и взаимодействия животных, они сохраняют свои эволюционно-генетические ограничения. Это касается их как внутри-, так и межвидовой коммуникации. В отличие от них человеческая речь в процессе эволюции превратилась в произвольную и искусственную совокупность средств общения и выражения действий, мыслей, желаний, оценок. Помимо эволюционно-генетических причин, этому в немалой степени способствовали антропологические, социальные и культурные факторы становления человека. Конечно, все гипотезы происхождения языка настолько проблематичны, насколько предположительной, искомой является сама эволюция человека. Ясно только, что брешь, разделяющая языковые способности животных и человека, очень велика.
На протяжении многих сотен тысяч лет люди стремились выразить свои мысли и передать их содержание другим. Это достигалось с помощью жестов и мимики, голоса, криков, последовательности звуков и речи, разнообразных знаков, оставляемых на предметах, и письма как знаковых систем фиксации устной речи. Знаковые инфраструктуры пронизывали все сферы жизнедеятельности первобытного человека, позволяя ему выражать собственные мысли и чувства, общаться с другими, организовывать хозяйственную жизнь, хранить опыт, формировать культурные традиции, укрепляя связи между разными поколениями людей. Важнейшим признаком, отличающим человеческий язык от животного, является способность человека обмениваться информацией, воспроизводить с помощью языка ситуации прошлого и прогнозировать будущее, тогда как общение животных ограничено, как правило, контекстом ситуаций настоящего времени. Если сравнить язык цивилизованных обществ с языком примитивного человека, то он отличается лишь количественными параметрами — более обширным и богатым словарным запасом, разнообразной и более дифференцированной семантикой, семантическими и синтаксическими приемами выражения мыслей и обмена информацией, риторикой общения.
Совершенствование орудийной и языковой оснащенности первобытного человека прогрессирующим образом сказалось на эволюции разных сторон его социальной жизни и сознания. Крайне обедненный по своему содержанию и формам бродячий, кочевой быт первых собирателей и охотников сменяется оседлой культурой постоянных поселений. Процессы социальной миграции, постоянные занятия древних людей рыболовством, земледелием, скотоводством и ремесленничеством благотворно сказываются на экономике и социальной организации их сообществ. Расширяются обменно-торговые связи между общинами, узакониваются формы этнической общности, складываются перечни запретов (табу), регулирующих поведение людей и их взаимоотношения, различаются статусы родителей и детей, формируются традиции отправления религиозных ритуалов, совершенствуются ремесла и формы художественного промысла.
На основе данных исторических наук о развитии материальной культуры можно высказать предположения о характере первобытного сознания. В первую очередь, они затрагивают элементы, сознательной регуляции отношений между людьми, формирования морального, религиозного и художественного сознания, также — общих пред метнологических механизмов сознания. Регуляция поведения людей осуществлялась с помощью запретов на действия, представлявшие опасность для их жизни. Первобытные табу были не просто запретами, а играли смысложизненную роль как в отношениях людей с природой, так и внутри сообщества. Этому способствовало накопление негативного опыта, который концентрировал знания об опасных действиях и навыки реагирования на них. Со временем знания превращались в убеждения людей в том, что действия, опасные для жизни, нуждаются в ограничениях-запретах. Человек, который пренебрегал такими запретами, представлял опасность для жизни других людей также, как и для своей собственной.
Другой компонент табу включает эмоционально-оценочные элементы, поскольку опасные действия сеют страх, боязнь, чувство тревоги. Их негативный потенциал отличается неопределенностью переживаний, искомостью ожиданий, предчувствием неудачи. Эмоциональная аналитика всех этих состояний выполняет жизненноохранительную функцию, повышая адаптационные способности к условиям критических, экстремальных ситуаций. Третий элемент табу выражен в волевом факторе сознания. Обеспечивая регуляцию действий и их согласование с целями, волевые усилия направляли человека на преодоление препятствий, трудностей жизни. Если преодоление препятствий было сопряжено с угрозой для жизни, волевая регуляция срабатывала как запрет и человек принимал решение, запрещающее реализацию соответствующих действий. Наконец, четвертый компонент табу формировался в общении людей. Он обладал статусом общезначимой нормы в общине, запрещающей осуществление жизненноопасных действий ее членов. Нормативный статус табу придавал ему самодостаточный характер. Табу было исторической протоформой правового сознания.
Религиозные свойства первобытного сознания зарождаются вместе с тремя основными тенденциями жизни древнейших людей: анимизмом (вера во всеобщую одушевленность явлений), тотемизмом (культ поклонения предкам, представляемым в виде зооморфных существ) и фетишизмом (форма верований в магические способности неодушевленных вещей). В них проявляются первобытные религиозные верования, они универсальны, взаимосвязаны и вряд ли можно говорить о какой-нибудь из них в чистой форме. С философско-культурологической точки зрения проблемы примитивных верований запутаны и не имеют однозначных решений. Особенности религиозного сознания первобытных людей, сложившиеся за многие десятки тысяч лет, оказались самыми устойчивыми и не утратили силы своего воздействия по сей день.
В какой бы форме не выражалась религия, она всегда была отношением конкретного человека к воображаемому миру. При этом человек никогда не оставался один на один с богом. Он не мог отделить себя от общины, рода, племени, в котором проповедовался тот или иной культ божества. В общине формировался клан людей, профессионально занятых отправлением культа — знахари, шаманы, колдуны, жрецы и т. п. Они были посредниками в отношениях членов общины с богами. Самые древние культовые церемонии совершались на открытых местах у алтарей, отмечаемых одиночными, вертикально стоящими каменными глыбами. Затем, появились специальные постройки — дольмены, складываемые из огромных каменных плит и глыб. В неолите уже были храмы, предназначенные для отправления различных культов и жертвоприношений, с присущими им особенностями убранства и интерьера.
Логико-познавательные особенности первобытного сознания таковы, что человек еще не в состоянии отделить себя от мира, он слит с природой и общиной. Сознательный опыт жизнедеятельности древнего человека крайне ограничен, накапливается и обобщается очень медленно, тысячелетиями. Сознание воспринимает мир через чувственно-телесные модальности движения, осязания, обоняния, оно видит, слышит, пробует на вкус. Чувственно-телесный образ мира, синтезирующий информацию разных модальностей, недифференцирован, диффузен, нерасчленен. Ассоциативный механизм чувственно-образной переработки информации только формируется. Ассоциации по принципам пространственно-временной смежности, частоте, сходству не позволяют разделить саму вещь и ее образ, вещь и ее свойства, каждое свойство имеет значение конкретной вещи, одни вещи или свойства могут превращаться в другие, нет разницы между словом и тем, что оно обозначает. Симбиоз чувственно-образных ассоциаций окрашивается в эмоциональные тона переживаний страха, радости, гнева, сомнений, симпатий и антипатий, беспокойства и т. п. Сила первобытных эмоций такова, что в них тонут элементы наглядной рассудительности, эмоции захлестывают ростки рациональности. И тогда нет различий между реальным (действительным) и воображаемым миром (миром иллюзий). Все одухотворено и наделено мистическими свойствами.
Логические черты первобытного сознания обусловлены его эгоцентрической сосредоточенностью на единичных предметах, свойствах и отношениях; эмоционально-иллюзорные схемы рассуждений замещают доказательные построения; вместо реальных отношений причины и следствия действует принцип после этого, значит по причине этого; любое событие или извещение принимается на веру. Интуитивная логика действий и суждений первобытного человека сводится к простому переключению с одного частного события, суждения на другое, исключая при этом операции обобщения, а значит и признаки индуктивно-дедуктивных умозаключений. Человек умозаключает на основании рядоположенности отдельных утверждений. Такая логика не чувствительна к противоречию, оперирует оппозициями типа верх — низ, правое — левое, светлое — черное, горькое — сладкое, доброе — злое и т. д. Подобные оппозиции, или противоположности, устраняются за счет сведения одной из них к другой или путем перехода к какой-то третьей. Логика окольного пути к предмету в первобытном познании напоминает повторяющиеся отступления по типу «проб и ошибок» (человек пробует и ошибается, вновь пробует и т. д.). В примитивных понятиях отсутствует согласованность между их объемом и содержанием, что исключает возможность описательных классификаций явлений, их свойств и отношений по родовым и видовым признакам с соблюдением принципов принадлежности к данному объему (классу) с помощью логических кванторов.
Среди факторов эволюции человека, сыгравших решающую роль в отделении его от других живых существ, следует назвать орудийную деятельность (особенно изготовление искусственных орудий труда), речевую (языковую) способность, хозяйственный уклад жизни, формы общности людей (общину) и ряд других социокультурных обстоятельств. Можно перечислить следующие основные социокультурные тенденции эволюции жизни первобытного человека: 1) от кочевого образа жизни через кочевой с элементами оседлого к оседлому укладу; 2) от первобытного стада предлюдей через древние формы общины к ро-доплеменным отношениям и этносам; 3) от использования случайных орудий труда через намеренное использование и изготовление орудий к первобытной технике; 4) от естественных укрытий (пещер, землянок, шалашей) к строительству каменных и деревянных жилищ, хозяйственных и культовых построек; 5) от телесных способов общения и звукоподражания через звукосочетания и рисуночное письмо к членораздельной речи и иероглифическому письму; 6) от инстинктивного поведения к логике первобытного сознания; 7) зарождение элементов художественного и религиозного сознания.
Социокультурные факторы в своей совокупности определяли механизм адаптации первобытного человека к природной среде обитания и социальному окружению. Начальным процессам дифференциации хозяйственно-экономической деятельности (земледелие, скотоводство, ремесленничество), межобщинных связей и утверждению оседлого образа жизни, росту численности народонаселения, интенсификации производства орудий труда и языковых средств общения отводится роль ведущих движущих сил в эволюции первобытного человека.