Бытие как совокупная реальность. Понятие субстанции

Для того чтобы жить, человек должен действовать. Для того, чтобы жить по-человечески (в самом высоком смыс­ле слова), он должен действовать разумно, т. е. осознавать свою деятельность и ее результаты. Разумная деятельность невозможна без интереса к изменению окружающего мира. Этот интерес порождает вопросы, которые требуют ответа. Рано или поздно интерес человека к окружающе­му миру выходит за рамки непосредственно чувственно данного. Его горизонты становятся безграничными, а объ­ектом выступает мир в целом. Бесконечная череда вопро­сов порождает бесконечное множество ответов. Тем не ме­нее, отвечая на эти вопросы, человек вырабатывает опре­деленное отношение к миру и определяет свое место в нем. Таким образом возникает и строится непременный атри­бут человеческого существования — мировоззрение, пред­ставляющее собой самую общую форму проявления чело­веческого интереса к миру и к самому себе.

Теоретической формой мировоззрения является фило­софия, которая имеет глубокие корни в реалиях жизни как отдельного человека, так и всего человечества, коль скоро удовлетворяет человеческую потребность в поиске едино­го и общего в многообразии мира, причин и законов воз­никновения и развития мировых явлений, в том числе и самого человека, т. е. в поиске того, что называют сущим. Конечно, философия занимается не только проблемой сущего, но последняя образует ядро всякой философии, так как содержит в себе вопрос о первоначалах мира.

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории суще­го, называется онтологией (от греческого on [ontos] — су­щее и logos — учение, понятие, слово). Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления (сознания), а также объективного. и субъективного, среди которых особое место за­нимает категория бытия (поэтому онтологию еще опреде­ляют как учение о бытии). Совокупность перечисленных выше категорий отнюдь не случайна. С их помощью чело­век получает возможность мыслить предельные основания мира, которые неизбежно обнаруживаются в двух простых и элементарных фактах: во-первых, в фундаментальной дихотомии мира на материальное и идеальное, во-вторых, в их единстве, «сплавленности» в существовании самого человека. Именно обнаружение указанных фактов иници­ирует постановку каждой новой генерацией человечества вопроса о сущем.

Исходным пунктом размышлений о сущем является проблема существования. Дать строго логическое опреде­ление категории существования, по-видимому, нельзя, ибо среди многообразного множества понятий, созданных человеком, невозможно найти такое более общее родовое понятие, под которое можно было бы подвести категорию существования. Можно дать ряд аналогов, например, «на­личие», «данность», «обнаруживаемость», которые спо­собны вызвать определенные ассоциации, позволяющие приблизить к содержанию понятия существования. Дру­гими словами, эта категория дана субъекту через его опыт и является результатом эмпирического обобщения. С ее по­мощью он способен мыслить все, с чем сталкивался, стал­кивается и будет сталкиваться, так как все это существует в каком-то смысле, но последний не включается в содер­жание категории существования. Содержание этой кате­гории есть результат предельного абстрагирования от того, как (способ), где и когда (форма) существует некоторое нечто, в ней фиксируется элементарнейший факт его на­личия в универсуме, и ничего более.

В настоящее время проблема существования приобре­ла особую актуальность в связи с углублением познания в микро- и мегамиры, номическая структура которых де­терминирует такие виды существования, которые никог­да не смогут оказаться в поле нашего непосредственного макроскопического опыта. Поэтому их наличность для субъекта будет зависеть от теоретических (логических) средств, в том числе и определенной трактовки категории существования.

Следующий шаг размышлений о сущем связан с кате­горией бытия. Бытие есть единство форм и способов су­ществования. Оно представляет собой особенное, специфи­ческое существование, которое характеризуется некото­рым набором свойств. В категории бытия существование предмета мыслится более конкретно, потому что в содер­жании этой категории фиксируются определенные призна­ки существования, детерминированные формой и спосо­бом обнаружения предмета в бесконечном многообразии мироздания. Так, живой организм являет собой органи­ческую форму бытия, подчиняющуюся биологическим за­конам. Способ его обнаружения в мире именно как живой формы бытия состоит в том, что, взаимодействуя со сре­дой, он стремится воспроизвести некоторую меру внутрен­него неравновесного состояния, в то время как неоргани­ческие формы бытия стремятся к равновесному состоя­нию.

Формы бытия и соответствующие им способы существо­вании детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего выделяют материальное бытие (на­пример, Солнечная система) и идеальное бытие (идея воз­никновения Солнечной системы), которые являются самы­ми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которо­го выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т. е. внутри и благодаря со­знанию человека. Любой вид материального бытия обла­дает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют: природные неорганические (звез­ды, планеты, горы и т. д.), природные органические (био­логические виды), социальные формы бытия (обществен­ное бытие, индивидуальное бытие человека и т. д.), искус­ственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т. д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).

В последние два десятилетия XX в. благодаря разви­тию информационных технологий появилась новая фор­ма бытия — виртуальная реальность. Этот вид бытия син­тезирует в себе свойства многих других. Так, например, виртуальная реальность обладает рядом свойств объективно идеального бытия, так как ее актуальное существова­ние возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вместе с тем она обладает свойствами субъективно идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, не говоря уж о том, что ее акту­ализация, т. е. наличное существование для данного субъекта определяется им же. Наряду со свойствами иде­ального бытия в виртуальной реальности воспроизводят­ся и свойства материального бытия: воздействие вирту­ального бытия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материаль­ных объектов. Наука пока еще далека от каких-либо окон­чательных выводов, но одно можно сказать с увереннос­тью, что виртуальная реальность не имеет своей собствен­ной сущности, даже хотя бы относительно независящей от других форм бытия. Ее существование является результа­том взаимодополняемости и взаимодействия материаль­ных и идеальных форм бытия.

Многообразные формы бытия не существуют разроз­ненно, они взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, кроме одного — раз­личия рода и вида, целого и части, абсолютного и относи­тельного. Эта форма бытия выражается категорией мира. Мир (мироздание, универсум) есть единая, целостная, за­вершенная совокупность всевозможных форм бытия. Он заключает в себе всю реальность, без каких-либо исклю­чений. Из этого определения вытекает ряд особенностей данной категории. Она представляет собой отвлечение:

1) от всех качественных различий форм бытия;

2) от пространственно-временных отношений, в преде­лах которых существуют формы бытия;

3) от гносеологического статуса (познано или нет) той или иной формы бытия.

В понятии «мир» мы мыслим и то, что нами познано, и то, чего мы еще не знаем. В этом смысле мир является пред­метом только философского познания, осуществляющего­ся в рамках определенной философской системы. Из тако­го понимания мира вытекает тезис о его единственности и единстве, интерпретация которого зависит от того или иного философского решения проблемы субстанции.

Открытие категории бытия принадлежит представите­лям элейской школы (VI - V вв. до н. э.), которые счита­ли, что бытие представляет собой вечное, неизменное, все­гда равное самому себе существование. Их современник Демокрит (ок. 460 - ок. 370 гг. до н. э.) полагал в качестве бытия бесконечную совокупность атомов. Чуть позже Пла­тон (ок. 427 — ок. 347 гг. до н. э.) объявил, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи. Последующее развитие философии породило различ­ные варианты трактовок бытия, все многообразие которых сводится к трем главным концепциям: материалистичес­кой, объективно-идеалистической и субъективно-идеали­стической.

Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта ре­альность существует вне и независимо от нашего сознания и ее бытие, т. е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание че­ловека. С точки зрения современного материализма, бы­тием обладает все то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же самое время и изменяет это другое. Таким образом, для материализма бытие есть совокупность движущейся материи.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так, согласно Гегелю, бытие — это понятие, которое является предельно простым и потому абсолютно бессодержатель­ным. Отсюда вывод: бытие равно небытию, так как ни то, ни другое не обладает никакими свойствами. Поэтому эти два понятия равным образом охватывают все существую­щее, и начинать строить картину мира следует именно с них, так как они являются предельно общими и просты­ми. Бытие в объективном идеализме служит исходным пунктом для развертывания целой системы понятий, ото­бражающих иерархию форм бытия во всей ее сложности и конкретности.

В третьей концепции бытия — субъективно-идеалис­тической — бытие связывается с чувствами и представле­ниями субъекта. Быть или существовать — это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие пред­полагает связь только с нашими ощущениями и представ­лениями. При этом субъективные идеалисты исходят из того, что все это есть результат непосредственного воздей­ствия Бога, либо мы вообще не знаем откуда все берется. То, что мы обычно видим и считаем реально существую­щим, в действительности столь же мало реально, как и образы на киноэкране, которые лишь проецируются на него, но сами по себе не существуют. Для Бога сознание человека представляет собой как раз такой экран, на ко­торый он проецирует всю совокупность образов, которую человек принимает за реальность. Пока предмет воспри­нимается субъектом, он существует, т. е. обладает быти­ем. Как только он перестает его воспринимать, он утрачи­вает свое бытие и перестает существовать.

Дальнейшее развертывание проблемы сущего порож­дает категорию субстанции. Бытие предполагает не толь­ко существование, но и его причину. Другими словами, бытие есть единство существования и сущности. В поня­тии субстанции как раз и выражается сущностная сторо­на бытия. Термин «субстанция» происходит от латинско­го substantia — сущность, то, что лежит в основе. Субстан­ция есть самодостаточное, самодетерминированное суще­ствование. Другими словами, субстанция — это объек­тивная реальность, мыслимая в аспекте ее внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам ее проявления («бытие в себе-и-для-себя-необходимое» у Гегеля, реаль­ность, являющаяся «причиной самой себя» у Спинозы). Иначе говоря, она представляет собой предельное основа­ние, к которому сводятся все конечные формы ее проявле­ния. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования, следовательно, она существует безуслов­но, благодаря только самой себе, самостоятельно.

То или иное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса фи­лософии: первична материя или сознание? Различают так же метафизическое понимание субстанции, как неизмен­ного начала, и диалектическое — как изменчивой, само­развивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную интерпретацию субстанции. Количествен­ная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм — из двух начал (Декарт), плю­рализм — из множества начал (Демокрит, Лейбниц). В субъективном идеализме такой субстанцией является Бог, который вызывает в нас совокупность ощущений, т. е. порождает бытие. В объективном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она также явля­ется лишь формой абстрактной мысли.

Для материализма сущность — это взаимодействие тех элементов, из которых состоит самое бытие. И поэтому его сущность, т. е. субстанция — это многообразные взаимо­действия внутри самого бытия. Впервые эту мысль выска­зал Б. Спиноза, для которого субстанция и есть взаимодей­ствие, порождающее все многообразие свойств и состояний вещей. В материалистическом понимании субстанцио­нальной основой мира является материя. Материя есть объективная реальность, отражаемая человеком в его чув­ствах и мыслях. То есть материя являет собой форму объективного бытия. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с не­обходимостью воздействуя на них, в том числе и на чело­веческое сознание. Понятие материи характеризует как внешние, так и внутренние стороны реальности, а позна­ние ее происходит при помощи науки и в других формах. Научное познание не ограничивается внешним описани­ем вещей, оно раскрывает их внутреннюю основу — при­чину их существования и те свойства, которыми они об­ладают.

Вплоть до второй половины XX в. вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности, на основе которых существуют все остальные ее виды, вклю­чая такие сложные как биологическая и социальная. Од­нако с возникновением кибернетики и теории информации выяснилось, что исходная субстанция, материя обладают гораздо большей сложностью. Наряду с веществом было введено понятие «поле», которое подобно веществу также обладает массой и энергией. Но даже такое усложненное понимание физической реальности не может объяснить нам как сложную структуру самой этой реальности, так и такие сложные ее формы как биологическую и соци­альную. Именно поэтому Н. Винер предложил рассматри­вать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации — с другой, и энер­гии — с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порож­даемых флуктуациями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существо­вания всех материальных систем, который выражает по­рядок вещей и явлений в материальном мире.

Современная наука при объяснении явлений мира ис­ходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объектив­ную реальность в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении разли­чий и противоположностей. Например, в физических тео­риях последнего времени в качестве субстанции (в отно­сительном смысле) используется понятие физического ва­куума, флуктуации которого детерминируют известные нам виды физической реальности.

Следующий шаг в понимании содержания понятия материи был сделан с созданием синергетики. Если клас­сическая физика, как и вообще классическая наука, фор­мулировала свои законы для изолированных систем, ко­торых в действительности нет, и которые являются лишь идеализацией реальности, то современная физика стре­мится точнее описывать эту реальность и поэтому форму­лирует законы не только для изолированных, но и для от­крытых систем. Именно такие системы и составляют тот мир, в котором мы живем. Они находятся в непрерывном изменении, причем это изменение происходит в опреде­ленном направлении: от хаоса к порядку. Таким образом, синергетика пришла к выводу прямо противоположному классической физике. Этот вывод заключается в том, что закон изменения, тенденция изменения в мире, состоит не в том, что конечное состояние, к которому стремятся все существующие системы, — это хаос, что утверждалось в законе возрастания энтропии, а напротив, порядок. В рамках синергетического подхода имеет место возврат к учению древнегреческих философов, таких как Эмпедокл, согласно которым мир движется от хаоса к поряд­ку. Этот подход позволяет рассмотреть с принципиально новой точки зрения все основные формы материального бытия и способы их существования.