Последовательность анализа отрасли и конкурентной ситуации

 

При анализе отрасли и конкуренции необходимо помнить о двух важных особенностях. Во-первых, анализ внешней среды - это не механическое упражнение, когда достаточно подставить в формулу данные и получить готовые ответы. При одних и тех же исходных данных существуют разные сценарии развития событий в отрасли, оценки ее привлекательности, перспективы прибыльности. Во-вторых, полномасштабный анализ отрасли и конкуренции должен проводиться раз в один-три года. В промежутках руководителям следует уточнять картину по мере развития событий. Надо постоянно знать ситуацию и условия конкуренции в отрасли и постоянно следить за ними - это единственная возможность выжить.

Важно понимать, что ни одна методика стратегического анализа не дает единственно верного решения, однако это не повод отказываться от анализа вообще и полагаться лишь на интуицию и наблюдения. Менеджер создает более качественную стратегию, если знает, на какие вопросы необходимо найти ответы, умеет применять технику ситуационного анализа и обладает навыками прогнозирования изменений в отрасли и конкурентной среде [28].

Последовательность анализа отрасли и конкурентной среды

1. Основные экономические характеристики отрасли

Размер и темпы роста рынка, географические параметры, количество и размеры компаний-покупателей и продавцов, темпы технологических изменений, инноваций, возможность экономии на масштабе и эффекте обучаемости, капиталоемкость, пр.

2. Анализ конкурентной среды

Ø Интенсивность конкуренции (слабая, умеренная, сильная; методы конкурентной борьбы)

Ø Вероятность вхождения на рынок новых компаний (высокая, средняя, низкая; оценка входных барьеров)

Ø Конкурентное давление со стороны производителей товаров-заменителей (сильное, умеренное, слабое; причины)

Ø Степень влияния поставщиков (высокая, средняя, незначительная; причины)

Ø Степень влияния компаний-покупателей (высокая, средняя, незначительная; причины)

3. Движущие силы

4. Конкурентная позиция основных игроков (стратегических групп)

Ø Занимающие благоприятную позицию; причины

Ø Занимающие неблагоприятную позицию; причины

5. Анализ конкурентов

Ø Стратегия конкурентов, их вероятные действия в будущем

Ø Объекты особо пристального внимания; причины

6. Ключевые факторы успеха

7. Перспективы отрасли и ее общая привлекательность

Ø Факторы привлекательности

Ø Факторы непривлекательности

Ø Специфические проблемы отрасли

Ø Перспективы получения прибыли (благоприятные или неблагоприятные) [24].