Последовательность анализа отрасли и конкурентной ситуации
При анализе отрасли и конкуренции необходимо помнить о двух важных особенностях. Во-первых, анализ внешней среды - это не механическое упражнение, когда достаточно подставить в формулу данные и получить готовые ответы. При одних и тех же исходных данных существуют разные сценарии развития событий в отрасли, оценки ее привлекательности, перспективы прибыльности. Во-вторых, полномасштабный анализ отрасли и конкуренции должен проводиться раз в один-три года. В промежутках руководителям следует уточнять картину по мере развития событий. Надо постоянно знать ситуацию и условия конкуренции в отрасли и постоянно следить за ними - это единственная возможность выжить.
Важно понимать, что ни одна методика стратегического анализа не дает единственно верного решения, однако это не повод отказываться от анализа вообще и полагаться лишь на интуицию и наблюдения. Менеджер создает более качественную стратегию, если знает, на какие вопросы необходимо найти ответы, умеет применять технику ситуационного анализа и обладает навыками прогнозирования изменений в отрасли и конкурентной среде [28].
Последовательность анализа отрасли и конкурентной среды
1. Основные экономические характеристики отрасли
Размер и темпы роста рынка, географические параметры, количество и размеры компаний-покупателей и продавцов, темпы технологических изменений, инноваций, возможность экономии на масштабе и эффекте обучаемости, капиталоемкость, пр.
2. Анализ конкурентной среды
Ø Интенсивность конкуренции (слабая, умеренная, сильная; методы конкурентной борьбы)
Ø Вероятность вхождения на рынок новых компаний (высокая, средняя, низкая; оценка входных барьеров)
Ø Конкурентное давление со стороны производителей товаров-заменителей (сильное, умеренное, слабое; причины)
Ø Степень влияния поставщиков (высокая, средняя, незначительная; причины)
Ø Степень влияния компаний-покупателей (высокая, средняя, незначительная; причины)
3. Движущие силы
4. Конкурентная позиция основных игроков (стратегических групп)
Ø Занимающие благоприятную позицию; причины
Ø Занимающие неблагоприятную позицию; причины
5. Анализ конкурентов
Ø Стратегия конкурентов, их вероятные действия в будущем
Ø Объекты особо пристального внимания; причины
6. Ключевые факторы успеха
7. Перспективы отрасли и ее общая привлекательность
Ø Факторы привлекательности
Ø Факторы непривлекательности
Ø Специфические проблемы отрасли
Ø Перспективы получения прибыли (благоприятные или неблагоприятные) [24].