Мультипликаторы выручки и специфические мультипликаторы секторов

 

Как прибыль, так и балансовая стоимость, - это бухгалтерские показатели, которые определяется правилами и принципами бухгалтерского учета. Альтернатива, в гораздо меньшей степени зависящая от «бухгалтерского ассортимента», заключается в использовании отношения ценности актива к выручке, им создаваемой. Для инвесторов, вложивших деньги в собственный капитал, таким показателем является мультипликатор «цена/объем продаж» (price-sales ratio - PS), который рассчитывается как частное от деления рыночной стоимости собственного капитала на выручку. При проведении оценки фирмы, данный показатель можно модифицировать как мультипликатор «ценность/объем продаж» (values-sales ratio – VS), тогда числитель становится общей ценностью фирмы. Опять-таки, этот мультипликатор сильно варьирует в разных отраслях, особенно как функция размера прибыли в каждой из них. Однако преимущество использования мультипликаторов выручки заключается в том, что при различных работающих системах бухгалтерского учета значительно облегчается сопоставление фирм на разных рынках, а не сравнение мультипликаторов выручки или балансовой стоимости.

Мультипликаторы прибыли, балансовой стоимости и выручки можно рассчитать для фирм в любом секторе и для целого рынка, но существуют некоторые мультипликаторы, которые являются специфическими для того или иного сектора. Например, когда Интернет – фирмы впервые появились на рынке в конце 1990-х годов, они имели отрицательную прибыль, а также ничтожно малые значения выручки и балансовой стоимости. Аналитики, искавшие мультипликатор для проведения оценки этих фирм, поделили рыночную стоимость каждой из этих фирм на количество посещений веб – сайта этой фирмы. Фирмы с низкой рыночной стоимостью в расчете на один заход клиента трактовались как более недооцененные. Совсем недавно торговые фирмы, ведущие бизнес в Интернете, оценивались посредством рыночной стоимости собственного капитала в расчете на одного клиента.

Хотя существуют условия, при которых специфические мультипликаторы сектора можно оправдать, подобные мультипликаторы опасны по двум причинам. Во-первых, из-за того, что специфические мультипликаторы секторов никогда не могут быть вычислены для других секторов или всего рынка в целом, они могут привести к устойчивой завышенной оценки или недооценке секторов по сравнению с остальным рынком. Таким образом, инвесторы, которые никогда не будут рассматривать возможность выплаты за фирму суммы, которая в80 раз превышает выручку, могут не иметь тех же сомнений по поводу выплаты 2000 долл. за определенное количество посещений Интернет – страницы (на веб – сайте). Дело обстоит подобным образом потому, что инвесторы совершенно не представляют, много это для данного показателя или мало, или же данная величина находится на среднем уровне. Во-вторых, гораздо труднее соотнести специфические мультипликаторы секторы сектора с фундаментальными переменными, являющимися основным ингредиентом для плодотворного использования мультипликаторов. Например, будет ли каждое посещение веб – сайта компании трансформироваться в рост выручки и прибыли? Ответ здесь зависит не только от характера компании, а, кроме того, крайне трудно оценить будущие перспективы.