Словарь терминов

Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево. Пример «дерева целей»: генеральная цель — удовлетворение потребностей человека в пище; подцели первого уровня — удовлетворение потребностей в белках, жирах, углеводах, витаминах; подцели второго уровня — удовлетворение потребностей в хлебе, молоке, масле, овощах, фруктах и т.д.

Инновация [позднелат. innovatio, англ. innovation — нововведение] — явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание («социализировались»), закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.

Инновация —конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; нового или усовершенствованногопроцесса, используемого в практической деятельности.

Карьера [итал. carriera – бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus – телега, повозка] – быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды.

Слово «карьера» употребляется также для определения рода занятий, профессии.

Качество – философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других.

Качество — совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.

Контроль[франц. сontrôle – проверка, от contrerôle – список, ведущийся в двух экземплярах]

1) проверка чего-либо, например выполнения законов, планов, решений;

2) составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями;

3) контроль над объектом, реальная власть, сосредоточение прав управления объектом в одних руках.

 

Коммуникационный процесс – последовательность взаимосвязанных этапов, необходимых для осуществления информационного обмена: формулирование идеи, кодирование информации, выбор каналов связи и передача сообщения, декодирование сообщения, формирование ответа и передача его отправителю.

Конфликт – трудноразрешимое противоречие, отсутствие согласия между двумя и более сторонами вследствие столкновения противоположных интересов, взглядов, стремлений.

Критерий [от греч. kritērion – средство для суждения]: 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.

2) показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки. Например, критерий эффективности характеризует уровень эффективности системы, а критерий оптимальности — насколько система близка к оптимальному состоянию.

Мотив[лат. movere – приводить в движение, толкать] – 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Организационная культурасистема ценностей, установок, норм и правил поведения, сформированных в рамках конкретной организации, принимаемых и поддерживаемых членами организации и отражающих характер ее внутреннего и внешнего взаимодействия.

Планирование – одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.

 

Потенциал[от лат. potentia – сила, возможность] – совокупность находящихся в распоряжении организации ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ его функционирования в тех или иных условиях.

Проблема – 1) осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта; 2) реальное противоречие, требующее своего разрешения.

 

Проект– замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Риск [греч. risikon – утес] – возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода; характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Риск предполагает неуверенность либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах.

 

Сотрудничество– способность людей вместе работать для достижения общих целей.

Социальная роль– нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

Социальная функция– отношение двух социальных объектов, при котором изменению одного из них сопутствуют изменения другого объекта. В социальных науках под функциями понимаются некоторые устойчивые характеристики объекта, совокупность которых дает общее представление о месте того или иного объекта или процесса в происхождении, существовании, развитии глобального целого, а также о взаимосвязи и зависимости его составляющих.

Стратегия (предприятия, фирмы, корпорации) – определённая конкретная программа организации, в соответствии с которой осуществляются её деятельность, дальнейшее совершенствование и управление.

 

Стратегия развития организации– генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач и последовательность действий по их достижению, необходимые ресурсы.

Структура [лат. structura – строение, расположение, порядок] – совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Иногда в определении понятия «структура» добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе.

 

Тактика менеджмента– совокупность управленческих решений, отражающих лучший результат осуществления стратегических целей.

 

Технология– 1) результат интеллектуальной деятельности, содержащий систематизированные знания, используемые для выпуска соответствующей продукции, применения соответствующего процесса или оказания соответствующих услуг, совокупность научно-технических знаний, технических решений, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции; 2) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства.

Технология может выступать и как особая форма научно-технических знаний, переходная от фундаментальных и прикладных научных знаний (представленных открытиями, изобретениями, научными статьями и др.) к техническим знаниям (зафиксированным в проектах, технической документации, образцах техники и др.).

Управленческое решение – директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.

Управленческие решения делятся на:

– стратегические, тактические, оперативные (по времени управления);

– индивидуальные, коллективные, коллегиальные (по степени участия специалистов);

– социальные, экономические, организационные, технические (по содержанию управленческого процесса).

 

Фактор– причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты.

 

Формальная группа– группа, созданная по воле администрации для выполнения определённых функций.

Формальные отношения – отношения в группах и организациях, установленные в соответствии с нормами и правилами «официальной» системы власти.

Функции управления – виды деятельности, с помощью которых управляющая система воздействует на объект управления.

Этап – отрезок времени, ознаменованный каким-либо качественным изменением, событиями, стадия какого-либо процесса (исторический этап, этап работы).

 

Эффективность [efficiency, effectiveness]– относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

В зависимости от того, какие затраты и особенно — какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, институциональной, социальной, экологической эффективности. Однако границы между этими понятиями расплывчаты и вокруг них ведутся активные дискуссии.

 

 


[1] (Pfeiffor & Jones, 1975, р. 31-32).

[2]www.files.mfua.msk.su/load/152-1-2

www.oai.ru/testmanagement1.htm