Методические указания

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание, что наука – многообразное явление, являющееся способом познания мира, социальным институтом, формой общественного сознания, а также творческой деятельностью. Науке присущи специфические черты: универсальность, фрагментарность, незавершенность, преемственность, общезначимость, рациональность, достоверность.

От других сфер человеческой деятельности науку отличает целый ряд признаков. Так от искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теории. По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и зависят от интересов определенных слоев общества. От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают на вопрос «как?», «каким образом?», а не на вопрос «почему?». Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют большее значение, чем вера. В отличие от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формированию законов природы, допускающих эмпирическую проверку. Отличие науки от мистики заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению. Теоретическим освоением действительности наука отличается от обыденного сознания.

Во втором вопросе рассматривается процесс приобретения научного знания, включающий два уровня: эмпирический и теоретический. Эти уровни различаются по предмету, средствам и результатам исследования. Важно отметить неразрывную взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. Особую роль в формировании теоретических конструкций играет интуиция. Творческая интуиция – такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, который будучи неосознаваем, приводит к качественно новому, не имевшему места ранее и не вытекающему непосредственно из внешних воззрений в данный момент знанию.

Формами организации научного знания являются научный факт, проблема, закон, понятие, теория, концепция, парадигма (Т.Кун), научно-исследовательская программа (И.Лакатос), научная картина мира.

Целью рассмотрения третьего вопроса является выяснение понятий «научные революции» и «научная рациональность». При этом следует обратить внимание на разное содержание термина «научнае революция». Самая радикальная его интерпретация заключается в признании одной-единственной научной революции, которая состоит в победе над невежеством, суевериями и предрассудками, в результате чего и рождается, собственно, наука. Другое понимание научной революции сводит ее к ускоренной эволюции. При этом любая научная теория может быть лишь модифицирована, но не опровергнута. Самая экстравагантная точка зрения на природу и характер научных революций разработана К.Поппером. Ее называют «теорией перманентной революции».

Научная рациональность – понятие классической рационалистической философии, выражающее способность мышления создавать новый мир идеальных объектов и превращать его в специальный предмет деятельности. Научная рациональность полагает предел свободе интерпретаций мира, соотнося познание только с логико-методологическими нормами и эмансипируя познавательный акт от любых ценностных ориентаций сознания. В завершении данного вопроса необходимо выделить типы научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. Классический тип научной рациональности абсолютизирует тождество мышления и бытия. Неклассический тип научной рациональности учитывает влияние на содержание знаний об объекте исследовательских средств и процедур. Постнеклассический тип научной рациональности признает принципиальную неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок как сознательных, так и бессознательных, а также несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром.

 

Занятие 2

1. Наука и техника: общее и различное.

2. Закономерности развития техники. Научно-техническая революция и ее особенности.

3. Философия техники.