Методические указания

 

При изучении первой темы необходимо иметь в виду, что мудрость, о любви к которой, говорит этимология понятия “философия”, оказывается чрезвычайно ёмким, многомерным феноменом, интерпретация которого во многом зависит от культурно-исторического контекста, персональной позиции мыслителя, от целей, которые он перед собой ставит и от представлений о возможных и приемлемых для достижения этих целей способах (методах).

Обратите внимание, на то, что в истории культуры одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы её утаить или приспособить к соответственным интересам, третьи делали предметом своих изысканий абстрактные, идеальные сущности. В общем виде можно выделить обыденный, сциентистский, феноменологический, экзистенциальный подходы к определению философии. При подготовке к семинару обратите внимание на специфику каждого из вышеперечисленных подходов.

Ключевой проблемой данной темы является вопрос о предмете философии. Имея в виду, что философию отличает многообразие подходов к пониманию собственного предмета, выявите и проанализируйте аргументы разных мыслителей. Поразмышляйте: можно ли говорить о наличии у философии специфического предмета исследования?

Раскрывая вопрос о природе и специфике философского знания, обратите внимание на характерные черты философии:

-философия является фундаментальным знанием, т.е. знанием о сути изучаемого явления. Если другие социально-гуманитарные науки исследуют прикладные аспекты природы, человека, общества и их взаимодействия, то философия, обращаясь к тем же явлениям, стремится ответить на вопрос “что это?”;

-философия существует, прежде всего, как теоретическое знание, т.е. рассмотрение различных проблем, происходит по преимуществу в виде построения концепций, разработки категорий и понятийного аппарата.

-специфика философского знания такова, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер и распространяются на природу, общество, человека и само мышление;

- философское знание имеет систематический характер, т.е. философия рассматривает наиболее важные проблемы в их взаимосвязи, обобщает частно-научное и обыденное знание. Кроме того, неотъемлемой частью философии является рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение её истории.

Переходя к вопросу о структуре философского знания, обратите внимание, на иерархичную взаимосвязь следующих учений:

-онтология – учение о бытии. Онтология является фундаментом философского знания, так как занимается исследованием оснований существования мира в целом, проблемой первоначал бытия, соотношением материального и идеального;

-гносеология – учение о познании. Она включает в себя эпистемологию – учение о различных формах знания (научных и ненаучных) и методологию – учение о способах познания (теоретических, эмпирических). В рамках гносеологии определяется, что человек может познать и каким образом он может это сделать;

-антропология – учение о человеке. Этот раздел философского знания занимается изучением сущностных оснований человека, соотношением биологического и социального, телесного и духовного;

-аксиология – учение о ценностях человеческого существования. Включает в себя этику – науку о моральном и эстетику – учение о прекрасном.

-социальная философия – занимается философским анализом общества, его структурой, историей развития.

Раскрыть значение философии для человека и общества, возможно проанализировав функции, которые она выполняет. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, играет адаптационную роль для человека. Методологическая функция выражается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как система конкретных методов познания и освоения действительности. Критическая функция является основной для философии и выражается в антидогматическом отношении к существующему знанию и социокультурным ценностям. Социальная функция является весьма многоплановой и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана объяснять социальное бытие и способствовать изменениям. В рамках философии формулируются коллективные цели и координируются коллективные действия по их достижению.