Новейшие течения в современной западной философии (герменевтика, критический рационализм, структурализм)

В 60—70 годах XX в. такие направления буржуазной философии, как прагматизм, неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм и др., постепенно утрачивают свое былое влияние. На передний план выступают структурализм, герменевтика, критический рационализм, пытающиеся путем изменения проблематики и методов исследования преодолеть кризисное состояние западной философской мысли.

Структурализму (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. П. Фуко) как философскому течению присуща абсолютизация структурного метода. Стремление раскрыть универсальные структуры социальной реальности и человеческого мышления перерастает в поиск метафизических сущностей. Начиная с 40-х годов XX в. структурный метод использовался в языкознании, а затем в литературоведении, этнографии, применительно к мышлению как в норме, так( в патологии и т. п. Леви-Стросс наибольшее внимание уделил исследованиям мифологического мышления, стремясь показать наличие общей структуры в мифах различных племен и народностей. Его вывод: одни и те же мифы воспроизводятся с буквальной точностью в разных районах мира. Причем и мифологическое и научное мышление, с его точки зрения, подчинены одной и той же логике.

Критический рационализм (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд) разрабатывает свою концепцию, анализируя проблемы развития научного знания. Его представители считают, что истинным методом философии является так называемая рациональная критика. Это по существу означает непризнание мировоззренческой функции философии. Следует отметить, что критические рационалисты признают существование реального мира и возможность его научного описания. Но в противоположность как скептицизму, так и догматизму Поппер выдвигает принцип фаллибилизма — признание принципиальной гипотетичности любого научного знания. Процесс научного познания рассматривается им как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий. Отрицая принцип объективной истины, теория критического рационализма, в сущности, приходит к признанию плюрализма (множественности) истин, субъективного характера знания.

Герменевтика, пожалуй, самое последнее по времени возникновения самостоятельное течение западной философии, хотя она имеет самую долгую предысторию. Слово «герменевтика» происходит от имени бога Гермеса — в древнегреческой мифологии посланника богов и толкователя их воли. Это значит, что герменевтика с самого начала была связана с идеями интерпретации и понимания. Представители современной философской герменевтики (Э. Бетти, Г.-Г. Гадамер, М. Ландман) видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ истолкования определенной культурно исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Усматривая основную проблему философии в проблеме языка, они отвергают объективное
научное познание, безгранично доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощенным в речи, прежде всего письменной. Свою самостоятельность герменевтика обрела уже в работах немецких философов Ф. Шлейермахера и В. Дильтея, согласно которым для понимания исторических текстов и любых памятников прошлого необходимо войти в ту культурноисторическую атмосферу, в которой творил их создатель, и постараться как можно точнее воспроизвести ее в переживании и вообще в сознании исследователя. Многое заимствуя у Дильтея и Хайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. Ситуация. сложившаяся на Западе после второй мировой войны: острота социальных конфликтов, несостоятельность идеалистических концепции, не способных привести к разрешению как внутренних, так и внешних противоречии,— все это привело к тому, что
проблема взаимного понимания людей выдвинулась на одно из первых мест. Однако герменевтика также оказалась не в состоянии указать путь решения социальных коллизии: вместо того чтобы искать причины взаимного непонимания людей, социальных групп в условиях общественной жизни, представители этого течения, напротив, сами социальные коллизии пытались объяснить взаимным непониманием, то есть ставили телегу впереди лошади.

Итак, характерные черты буржуазной философии XX в.— это идеализм, метафизика и иррационализм, попытки «преодолеть» противоположность материализма и идеализма. Следует отметить, что в современной западной философской мысли наблюдается рост влияния марксизма; предпринимаются попытки так или иначе использовать, ассимилировать некоторые его принципы, разумеется, по-своему интерпретированные. Однако в силу несостоятельности исходных принципов многочисленные течения и школы буржуазной философии оказываются не в состоянии дать научный анализ сущности и закономерностей современной эпохи.