Гармония разума и Откровения

Работа сделанна в 2012 году

Гармония разума и Откровения - Реферат, раздел Философия, - 2012 год - Изучение философского и богословского путей поиска истины в работе Э.Жильсона «Разум и Откровение в средние века» Гармония Разума И Откровения. По Наблюдению Автора, Принципиальное Противосто...

 

Гармония разума и Откровения. По наблюдению автора, принципиальное противостояние характеризует отношение между теологией и рационализмом в средние века, но эти две науки имели общую черту – однобокость.

Так, «теология утверждала, что в Откровении доступно пониманию все, а рационализм придерживался той точки зрения, что в Откровении ничего не доступно пониманию». В нач але 13 века происходит важная тенденция – в это время, как утверждает французский исследователь, в общественной мысли Запада появляется желание «разграничивать суть того, во что мы веруем, и суть того, что мы знаем». Такая тенденция предвосхитила появление великого западного богослова Фомы Аквинского, у которого, по мысли автора, «был лишь один путь: заниматься философскими проблемами как философ и теологическими проблемами как теолог». Его метод сильно отличался от теологии раннего сред невековья.

На стыке взглядов Ансельма и Ф.Аквинского появляется т.н. группа томистов. «Все ее члены признают, что есть некое истинное Откровение - а именно христианское Откровение.

Они принимают Откровение, но при этом не считают его само собой разумеющимся» - так ее характеризует автор монографии.

Среди представителей группы автор выделяет кардинала Кайетана и английского францисканца Вильяма Оккама.

Первый «испытывал серьезнейшие сомнения относительно способности естественного разума доказать бессмертие души и, следовательно, существование вознаграждения или наказания в будущем». Второй утверждал, что «абсолютно ничего из того, что касается Бога, нельзя доказать с помощью естественного разума даже Его существование». Таким образом, в позднем средневековье стала преобладать точка зрения, что «ничего хорошего философия дать не могла». Следуя таким путем, в конце средневекового периода, в 16 веке люди «оказались в ситуации, в которой у них имелась теология, лишенная философии и философия, лишенная теологии».

20/существенной была роль христианства в «осознании понятия свободы» (Гегель). Христос апеллирует не к страху и угрозе наказания, а к нравственному сознанию людей, к совести, к «внутреннему человеку», наделяя его свободой воли. Открытие личности как «внутреннего человека» - заслуга христианства. Оно выдвинуло высочайший идеал — образ евангельского Христа — к которому человек всегда стремится, но никогда не может достичь, а потому должен пребывать в «борении» с грехом, в состоянии «напряженной совести».