Тема № 4. Философия Средних веков

1. ЯРКИМ МЫСЛИТЕЛЕМ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ БЫЛ АВТОР «ИС-ПОВЕДИ»:

1) Пьер Абеляр

2) Фома Аквинский

3) Аврелий Августин

4) Ансельм Кентерберийский

 

2. ВЫДАЮЩИМСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ЭТАПА ПАТРИСТИКИ ЯВЛЯ-ЕТСЯ:

1) Ф. Аквинский

2) У. Оккам

3) Августин Аврелий

4) Р. Бэкон

 

3. ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ПРИЗНАКОВ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ЕВ-РОПЕЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ ХАРАКТЕРИЗОВАЛИ:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) религиозный догматизм

2) натурализм

3) опора на строгую науку

4) признание веры способом постижения истины

4. ПОНЯТИЕ «ДОГМАТИЗМ» ОЗНАЧАЕТ:

1) слепую веру в авторитеты

2) схематически – окостеневший способ мышления

3) доктрину или отдельные ее положения

4) доказательство бытия Бога

 

5. СХОЛАСТИКА ВОЗНИКЛА КАК:

1) теологическая разработка идеалов и символов веры

2) рациональное упорядочение христианской догматики

3) бесплодное умствование, оторванное от жизни

4) все названное

 

6. НОМИНАЛИЗМ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПОЛОЖЕНИЯ:

1) универсалии существуют вне и до всяких вещей

2) подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия

3) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом

4) подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии

 

7. АВТОР РАБОТЫ «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ»:

1) Августин

2) Арнобий

3) Фома Аквинский

4) Киприан

 

8. УКАЖИТЕ НАУКУ, СЧИТАВШУЮСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНОЙ В СРЕД-НЕВЕКОВЬЕ:

1) гносеология

2) логика

3) теология

4) онтология

 

9. В ТВОРЧЕСТВЕ ЭТОГО ФИЛОСОФА ПРОИЗОШЕЛ СИНТЕЗ АНТИЧ-НОЙ ФИЛОСОФИИ И ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ:

1) Платон

2) Августин

3) Аристотель

4) Эпикур

 

10. НАЧАЛЬНЫМ ЭТАПОМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛО-СОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) томизм

2) схоластика

3) рационализм

4) патристика

11. ВПЛОДЬ ДО IX ВЕКА СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСПЫТЫ-ВАЛА ВЛИЯНИЕ:

1) Платона

2) Аристотеля

3) Пиррона

4) Демокрита

5) все ответы верны

 

12. ОСНОВОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАДОКСА ТЕРТУЛЛИАНА ЯВЛЯЕТСЯ ИДЕЯ:

1) вера должна основываться на свидетельствах разума

2) разум должен остановиться там, где начинается вера

3) характеристикой истинной реальности является противоречи-вость

4) реальность непознаваема ни при каких условиях

 

13. В РАМКАХ РАННЕЙ ПАТРИСТИКИ АПОЛОГЕТИКА ВЫСТУПАЕТ КАК:

1) философский жанр, защищающий Писание от языческой критики

2) система парадоксальных текстов, провоцирующих теологиче-скую мысль

3) попытка переосмыслить Священное Писание

4) апокрифическая литература

 

14. РАБОТА АВГУСТИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ СООТНОШЕНИЮ ВЛАСТИ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ, А ТАКЖЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ, НАЗЫВАЕТСЯ:

1) «Сумма теологии»

2) «Утешение философией»

3) «О граде божьем»

4) «О свободном решении»

 

15. ТЕОЛОГИЯ – ЭТО:

1) учение о Боге

2) родословная богов

3) учение о Логосе

4) учение о конце света

 

16. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ ОТРАЖАЕТ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПО-ЗНАВАТЕЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ:

1) Платона и Аристотеля

2) Сократа и софистов

3) Парменида и Гераклита

4) Платона и Демокрита

17. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ ИМЕЕТ НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ПО-СКОЛЬКУ:

1) определяет права и пределы мышления

2) способствует развитию логики

3) развивает лингвистическое знание

4) ставит вопрос о статусе всеобщего

 

18. МЫСЛИТЕЛЬ-МЕДИК, АВТОР «КАНОНА ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ»:

1) Гиппократ

2) Гален

3) Авиценна

4) Низами

 

19. ОСНОВНЫМ МЕДИЦИНСКИМ ТРУДОМ ИБН-СИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) «О древней медицине»

2) «Царская книга»

3) «Всеобъмлющая книга по медицине»

4) «Канон врачебной науки»

 

20. В СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ «ЦАРИЦЕЙ ВСЕХ НАУК» СЧИТАЛАСЬ:

1) математика

2) алхимия

3) теология

4) метафизика

 

21. В ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ АВЕРРОЭС ЯВЛЯЕТСЯ АВ-ТОРОМ КОНЦЕПЦИИ:

1) двойственной истины

2) анамнезиса

3) верификации

4) интенциональности сознания

 

22. АНТИЧНЫМ АВТОРИТЕТОМ СХОЛАСТИКИ КАК ФИЛОСОФСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ СТАЛ:

1) Сократ

2) Платон

3) Аристотель

4) Сенека

 

23. ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОЖИЯ РАЗРАБОТАЛ:

1) Фома Аквинский

2) Ибн-Сина

3) Августин Блаженный

 

4) Аверроэс

 

24. АПОЛОГЕТ, ДАВШИЙ ТАКУЮ ОЦЕНКУ ФИЛОСОФИИ: «ФИЛОСО-ФЫ – УМЫ СПОРЛИВЫЕ И ПРЕЗРИТЕЛЬНЫЕ. ОНИ ЕЩЕ ИЩУТ – СТА-ЛО БЫТЬ, НЕ НАШЛИ»:

1) Тертуллиан

2) Ириней

3) Татиан

4) Юстин

 

25. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ ИПОСТАСЕЙ БОГА ИМЕЕТ ФИЛОСОФ-СКИЙ СМЫСЛ, ПОСКОЛЬКУ СВЯЗАНА С ПОНИМАНИЕМ:

1) отношений церкви и государства

2) судьбы земного мира

3) цели человеческого существования

4) отношений высшей истины и чувственной реальности

 

26. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСАЛИЙ ПОРОДИЛО СЛЕДУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ:

1) номинализм

2) реализм

3) концептуализм

4) все ответы верны

 

27. АСПЕКТ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА, ВЗЯТЫЙ НА ВООРУЖЕНИЕ ТЕОЛО-ГИЕЙ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

1) учение об Эросе

2) учение об идеях

3) учение о душе

4) учение о государстве

 

28. ТРЕТЬЯ КНИГА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА ИБН-СИНЫ ПО-СВЯЩЕНА:

1) фармакопее

2) хирургии

3) патологии

4) ядам и противоядиям

 

29. НЕДОСТАТКИ МЕДИЦИНСКИХ КНИГ СВОИХ ПРЕДШЕСТВЕННИ-КОВ, КОТОРЫЕ СТАРАЛСЯ ИСПРАВИТЬ ИБН-СИНА В СВОЕЙ ФУН-ДАМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ:

1) бессистемность изложения

2) смешение наблюдений и вымыслов

3) мистические интерпретации

4) сложное изложение

 

5) все ответы верны

 

30. ТЕОЦЕНТРИЗМ – ЭТО:

1) принцип, согласно которому Бог – центр мироздания, активное и творящее его начало

2) такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог

3) философское учение о первичности материи

4) всеобщий метод познания мира

 

31. КРЕАЦИОНИЗМ – ЭТО:

1) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил мир

2) учение о материальности мира

3) номинализм

4) реализм

 

32. АВТОР ВЫРАЖЕНИЯ «ВЕРЮ, ПОТОМУ ЧТО НЕЛЕПО»:

1) Иоан Скот Эриугена

2) Квинт Септимий Тертуллиан

3) Георг Вильгельм Фридрих Гегель

4) Авиценна

 

33. ВЕКОВОЙ СПОР СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ОБ «УНИВЕР-САЛИЯХ», ТО ЕСТЬ ОБЩИХ ПОНЯТИЯХ, РАЗДЕЛИЛ НА ДВА ОСНОВ-НЫХ ЛАГЕРЯ...

1) монистов и дуалистов

2) эмпириков и рационалистов

3) диалектиков и метафизиков

4) реалистов и номиналистов

 

34. КАК УТВЕРЖДАЛ АВРЕЛИЙ АВГУСТИН В ТРАКТАТЕ «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ», ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА УКАЗАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ПУТЬ:

1) к вечности

2) к счастью

3) к коммунизму

4) к богатству

 

35. ОСНОВНОЙ ДОГМАТ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ ОТНОСИ-ТЕЛЬНО БОГА ГЛАСИТ:

1) нет Бога выше Аллаха

2) Бог есть Единое

3) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипоста-сях

4) Бог есть все и все есть Бог

36. УНИВЕРСАЛИИ СУЩЕСТВУЮТ НЕЗАВИСИМО ОТ СОЗНАНИЯ, УТВЕРЖДАЛ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ:

1) номинализм

2) реализм

3) догматизм

4) универсализм

 

37 ВОСТОЧНЫЙ ФИЛОСОФ, АВТОР УЧЕБНИКА ПО МЕДИЦИНЕ В СТИХАХ «ПОЭМА О МЕДИЦИНЕ»:

1) Авиценна

2) Аль-Газоли

3) Аверроэс

4) Мо-цзы

 

38. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ:

1) Гераклит

2) Ламетри

3) Зенон

4) Фома Аквинский

5) Фейербах

 

39. ОФИЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ДОКТРИНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, ОСНОВАННАЯ Ф.АКВИНСКИМ:

1) томизм

2) номинализм

3) апологетика

4) патристика

 

40. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСО-ФИИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ БОГ СОТВОРИЛ МИР ИЗ НИЧЕГО:

1) креационизм

2) реляционизм

3) провиденциализм

4) эсхатологизм

 

41. НАЗОВИТЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФИЛОСОФА, ПРИСПОСОБИВШЕГО ФИЛОСОФИЮ АРИСТОТЕЛЯ К ХРИСТИАНСКОМУ ВЕРОУЧЕНИЮ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЕГО УЧЕНИЕ БЫЛО ПРИЗНАНО ОФИЦИАЛЬНОЙ ФИ-ЛОСОФСКОЙ ДОКТРИНОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ:

1) Аврелий Августин

2) Фома Аквинский

3) Дунс Скотт

4) Уильям Оккам

42. ХРИСТИАНСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ БЫТИЕ КАК…

1) продукт взаимодействия Бога и человека

2) всѐ, что существует

3) вечный и неизменный мир

4) свободный дар Бога

 

43. СОГЛАСНО Ф. АКВИНСКОМУ, БЫТИЕ И СУЩНОСТЬ:

1) никогда не совпадают

2) совпадают в природных явлениях

3) совпадают в человеке

4) совпадают в Боге

 

44. «БРИТВА ОККАМА» ОТРАЖАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА:

1) «Не следует умножать сущности сверх необходимого»

2) «Все сущее есть благо»

3) «Нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»

4) «Возлюби ближнего своего как самого себя»

 

45. В «ИСПОВЕДИ» АВГУСТИНА ВПЕРВЫЕ ПОДНИМАЕТСЯ ВОПРОС О…

1) возможности построения идеального государства

2) свободе воли человека

3) соотношении бытия и небытия

4) познании мира

 

46. НАИБОЛЕЕ КРУПНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПАТРИСТИКИ ЯВЛЯ-ЕТСЯ…

1) Фома Аквинский

2) Пьер Абеляр

3) Аристотель

4) Августин Аврелий

 

47. «АНГЕЛЬСКИМ ДОКТОРОМ» НАЗЫВАЮТ СРЕДНЕВЕКОВОГО МЫСЛИТЕЛЯ…

1) Боэция

2) Аристотеля

3) Фому Аквинского

4) Августина Блаженного