Тема № 4. Философия Средних веков
1. ЯРКИМ МЫСЛИТЕЛЕМ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ БЫЛ АВТОР «ИС-ПОВЕДИ»:
1) Пьер Абеляр
2) Фома Аквинский
3) Аврелий Августин
4) Ансельм Кентерберийский
2. ВЫДАЮЩИМСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ЭТАПА ПАТРИСТИКИ ЯВЛЯ-ЕТСЯ:
1) Ф. Аквинский
2) У. Оккам
3) Августин Аврелий
4) Р. Бэкон
3. ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ПРИЗНАКОВ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ЕВ-РОПЕЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ ХАРАКТЕРИЗОВАЛИ:
(укажите не менее двух вариантов ответа)
1) религиозный догматизм
2) натурализм
3) опора на строгую науку
4) признание веры способом постижения истины
4. ПОНЯТИЕ «ДОГМАТИЗМ» ОЗНАЧАЕТ:
1) слепую веру в авторитеты
2) схематически – окостеневший способ мышления
3) доктрину или отдельные ее положения
4) доказательство бытия Бога
5. СХОЛАСТИКА ВОЗНИКЛА КАК:
1) теологическая разработка идеалов и символов веры
2) рациональное упорядочение христианской догматики
3) бесплодное умствование, оторванное от жизни
4) все названное
6. НОМИНАЛИЗМ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПОЛОЖЕНИЯ:
1) универсалии существуют вне и до всяких вещей
2) подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия
3) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом
4) подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии
7. АВТОР РАБОТЫ «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ»:
1) Августин
2) Арнобий
3) Фома Аквинский
4) Киприан
8. УКАЖИТЕ НАУКУ, СЧИТАВШУЮСЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНОЙ В СРЕД-НЕВЕКОВЬЕ:
1) гносеология
2) логика
3) теология
4) онтология
9. В ТВОРЧЕСТВЕ ЭТОГО ФИЛОСОФА ПРОИЗОШЕЛ СИНТЕЗ АНТИЧ-НОЙ ФИЛОСОФИИ И ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ:
1) Платон
2) Августин
3) Аристотель
4) Эпикур
10. НАЧАЛЬНЫМ ЭТАПОМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛО-СОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) томизм
2) схоластика
3) рационализм
4) патристика
11. ВПЛОДЬ ДО IX ВЕКА СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСПЫТЫ-ВАЛА ВЛИЯНИЕ:
1) Платона
2) Аристотеля
3) Пиррона
4) Демокрита
5) все ответы верны
12. ОСНОВОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАДОКСА ТЕРТУЛЛИАНА ЯВЛЯЕТСЯ ИДЕЯ:
1) вера должна основываться на свидетельствах разума
2) разум должен остановиться там, где начинается вера
3) характеристикой истинной реальности является противоречи-вость
4) реальность непознаваема ни при каких условиях
13. В РАМКАХ РАННЕЙ ПАТРИСТИКИ АПОЛОГЕТИКА ВЫСТУПАЕТ КАК:
1) философский жанр, защищающий Писание от языческой критики
2) система парадоксальных текстов, провоцирующих теологиче-скую мысль
3) попытка переосмыслить Священное Писание
4) апокрифическая литература
14. РАБОТА АВГУСТИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ СООТНОШЕНИЮ ВЛАСТИ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ, А ТАКЖЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ, НАЗЫВАЕТСЯ:
1) «Сумма теологии»
2) «Утешение философией»
3) «О граде божьем»
4) «О свободном решении»
15. ТЕОЛОГИЯ – ЭТО:
1) учение о Боге
2) родословная богов
3) учение о Логосе
4) учение о конце света
16. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ ОТРАЖАЕТ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПО-ЗНАВАТЕЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ:
1) Платона и Аристотеля
2) Сократа и софистов
3) Парменида и Гераклита
4) Платона и Демокрита
17. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ ИМЕЕТ НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ПО-СКОЛЬКУ:
1) определяет права и пределы мышления
2) способствует развитию логики
3) развивает лингвистическое знание
4) ставит вопрос о статусе всеобщего
18. МЫСЛИТЕЛЬ-МЕДИК, АВТОР «КАНОНА ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ»:
1) Гиппократ
2) Гален
3) Авиценна
4) Низами
19. ОСНОВНЫМ МЕДИЦИНСКИМ ТРУДОМ ИБН-СИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) «О древней медицине»
2) «Царская книга»
3) «Всеобъмлющая книга по медицине»
4) «Канон врачебной науки»
20. В СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ «ЦАРИЦЕЙ ВСЕХ НАУК» СЧИТАЛАСЬ:
1) математика
2) алхимия
3) теология
4) метафизика
21. В ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ АВЕРРОЭС ЯВЛЯЕТСЯ АВ-ТОРОМ КОНЦЕПЦИИ:
1) двойственной истины
2) анамнезиса
3) верификации
4) интенциональности сознания
22. АНТИЧНЫМ АВТОРИТЕТОМ СХОЛАСТИКИ КАК ФИЛОСОФСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ СТАЛ:
1) Сократ
2) Платон
3) Аристотель
4) Сенека
23. ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОЖИЯ РАЗРАБОТАЛ:
1) Фома Аквинский
2) Ибн-Сина
3) Августин Блаженный
4) Аверроэс
24. АПОЛОГЕТ, ДАВШИЙ ТАКУЮ ОЦЕНКУ ФИЛОСОФИИ: «ФИЛОСО-ФЫ – УМЫ СПОРЛИВЫЕ И ПРЕЗРИТЕЛЬНЫЕ. ОНИ ЕЩЕ ИЩУТ – СТА-ЛО БЫТЬ, НЕ НАШЛИ»:
1) Тертуллиан
2) Ириней
3) Татиан
4) Юстин
25. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ ИПОСТАСЕЙ БОГА ИМЕЕТ ФИЛОСОФ-СКИЙ СМЫСЛ, ПОСКОЛЬКУ СВЯЗАНА С ПОНИМАНИЕМ:
1) отношений церкви и государства
2) судьбы земного мира
3) цели человеческого существования
4) отношений высшей истины и чувственной реальности
26. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСАЛИЙ ПОРОДИЛО СЛЕДУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ:
1) номинализм
2) реализм
3) концептуализм
4) все ответы верны
27. АСПЕКТ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА, ВЗЯТЫЙ НА ВООРУЖЕНИЕ ТЕОЛО-ГИЕЙ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
1) учение об Эросе
2) учение об идеях
3) учение о душе
4) учение о государстве
28. ТРЕТЬЯ КНИГА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА ИБН-СИНЫ ПО-СВЯЩЕНА:
1) фармакопее
2) хирургии
3) патологии
4) ядам и противоядиям
29. НЕДОСТАТКИ МЕДИЦИНСКИХ КНИГ СВОИХ ПРЕДШЕСТВЕННИ-КОВ, КОТОРЫЕ СТАРАЛСЯ ИСПРАВИТЬ ИБН-СИНА В СВОЕЙ ФУН-ДАМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1) бессистемность изложения
2) смешение наблюдений и вымыслов
3) мистические интерпретации
4) сложное изложение
5) все ответы верны
30. ТЕОЦЕНТРИЗМ – ЭТО:
1) принцип, согласно которому Бог – центр мироздания, активное и творящее его начало
2) такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог
3) философское учение о первичности материи
4) всеобщий метод познания мира
31. КРЕАЦИОНИЗМ – ЭТО:
1) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил мир
2) учение о материальности мира
3) номинализм
4) реализм
32. АВТОР ВЫРАЖЕНИЯ «ВЕРЮ, ПОТОМУ ЧТО НЕЛЕПО»:
1) Иоан Скот Эриугена
2) Квинт Септимий Тертуллиан
3) Георг Вильгельм Фридрих Гегель
4) Авиценна
33. ВЕКОВОЙ СПОР СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ОБ «УНИВЕР-САЛИЯХ», ТО ЕСТЬ ОБЩИХ ПОНЯТИЯХ, РАЗДЕЛИЛ НА ДВА ОСНОВ-НЫХ ЛАГЕРЯ...
1) монистов и дуалистов
2) эмпириков и рационалистов
3) диалектиков и метафизиков
4) реалистов и номиналистов
34. КАК УТВЕРЖДАЛ АВРЕЛИЙ АВГУСТИН В ТРАКТАТЕ «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ», ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА УКАЗАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ПУТЬ:
1) к вечности
2) к счастью
3) к коммунизму
4) к богатству
35. ОСНОВНОЙ ДОГМАТ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ ОТНОСИ-ТЕЛЬНО БОГА ГЛАСИТ:
1) нет Бога выше Аллаха
2) Бог есть Единое
3) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипоста-сях
4) Бог есть все и все есть Бог
36. УНИВЕРСАЛИИ СУЩЕСТВУЮТ НЕЗАВИСИМО ОТ СОЗНАНИЯ, УТВЕРЖДАЛ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ:
1) номинализм
2) реализм
3) догматизм
4) универсализм
37 ВОСТОЧНЫЙ ФИЛОСОФ, АВТОР УЧЕБНИКА ПО МЕДИЦИНЕ В СТИХАХ «ПОЭМА О МЕДИЦИНЕ»:
1) Авиценна
2) Аль-Газоли
3) Аверроэс
4) Мо-цзы
38. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ:
1) Гераклит
2) Ламетри
3) Зенон
4) Фома Аквинский
5) Фейербах
39. ОФИЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ДОКТРИНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, ОСНОВАННАЯ Ф.АКВИНСКИМ:
1) томизм
2) номинализм
3) апологетика
4) патристика
40. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСО-ФИИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ БОГ СОТВОРИЛ МИР ИЗ НИЧЕГО:
1) креационизм
2) реляционизм
3) провиденциализм
4) эсхатологизм
41. НАЗОВИТЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФИЛОСОФА, ПРИСПОСОБИВШЕГО ФИЛОСОФИЮ АРИСТОТЕЛЯ К ХРИСТИАНСКОМУ ВЕРОУЧЕНИЮ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЕГО УЧЕНИЕ БЫЛО ПРИЗНАНО ОФИЦИАЛЬНОЙ ФИ-ЛОСОФСКОЙ ДОКТРИНОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ:
1) Аврелий Августин
2) Фома Аквинский
3) Дунс Скотт
4) Уильям Оккам
42. ХРИСТИАНСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ БЫТИЕ КАК…
1) продукт взаимодействия Бога и человека
2) всѐ, что существует
3) вечный и неизменный мир
4) свободный дар Бога
43. СОГЛАСНО Ф. АКВИНСКОМУ, БЫТИЕ И СУЩНОСТЬ:
1) никогда не совпадают
2) совпадают в природных явлениях
3) совпадают в человеке
4) совпадают в Боге
44. «БРИТВА ОККАМА» ОТРАЖАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА:
1) «Не следует умножать сущности сверх необходимого»
2) «Все сущее есть благо»
3) «Нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»
4) «Возлюби ближнего своего как самого себя»
45. В «ИСПОВЕДИ» АВГУСТИНА ВПЕРВЫЕ ПОДНИМАЕТСЯ ВОПРОС О…
1) возможности построения идеального государства
2) свободе воли человека
3) соотношении бытия и небытия
4) познании мира
46. НАИБОЛЕЕ КРУПНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПАТРИСТИКИ ЯВЛЯ-ЕТСЯ…
1) Фома Аквинский
2) Пьер Абеляр
3) Аристотель
4) Августин Аврелий
47. «АНГЕЛЬСКИМ ДОКТОРОМ» НАЗЫВАЮТ СРЕДНЕВЕКОВОГО МЫСЛИТЕЛЯ…
1) Боэция
2) Аристотеля
3) Фому Аквинского
4) Августина Блаженного