Тема № 2. Философия Древнего Востока
1. В ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА ПО СРАВНЕНИЮ С ФИЛОСОФИЕЙ ЗА-ПАДА БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЕТСЯ:
1) модернизации общества
2) познанию внешнего мира
3) научно-техническому прогрессу
4) духовному миру человека
2. ДЛЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ХАРАКТЕРНЫ:
(укажите не менее двух вариантов ответа)
1) критическое отношение к священным текстам
2) незначительное место религии в духовной и материальной жизни
3) патриархальность
4) мистицизм
3. ОДНОЙ ИЗ ШКОЛ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) локаята
2) даосизм
3) буддизм
4) джайнизм
4. КАСТОВЫЙ СТРОЙ – ОБЩАЯ ЧЕРТА МНОГИХ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. КАСТОВЫЙ СТРОЙ ПОЛУЧИЛ КЛАССИЧЕСКОЕ ВО-ПЛОЩЕНИЕ:
1) в Китае
2) в Индии
3) в Вавилоне
4) в Двуречье
5. ПОСТЕПЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СМЫСЛА ПОНЯТИЯ «КАРМА» ПРИ-ВОДИТ ЕГО К СЛЕДУЮЩЕМУ ЗНАЧЕНИЮ:
1) закон космического воздаяния за любое действие, которое нару-шает мировое равновесие
2) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека
3) темная, враждебная сторона человеческой природы, которую следует подавлять
4) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей вар-ны и касты
6. ЗАКОНЧИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ УЧЕНИЕ О ВЕЧНОМ КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ И ЗАКОНЕ ВОЗДАЯНИЯ – ЭТО …»
1) йога
2) дао
3) карма
4) сансара
7. ПОНЯТИЕ «САНСАРА» ОЗНАЧАЕТ:
1) вечную череду смертей и новых рождений всего сущего
2) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни
3) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида
4) колесо как символ формы Вселенной
8. В ОДНОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ САМХИТ ИЗЛАГАЮТСЯ САМЫЕ РАННИЕ СВЕДЕНИЯ ИНДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАКОЛОГИИ:
1) самаведа
2) атхарваведа
3) яджурведа
4) ригведа
9. ВЕДЫ – ЭТО:
1) одно из главных философских понятий древней Индии
2) мощная и влиятельная религиозно-философская система в Индии
3) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия
4) древнейшие (кон. II – нач.1 тыс. до н.э.) письменные памятники индийской культуры
10. СМЕЩЕНИЕ ИНТЕРЕСА ОТ ЗНАНИЙ О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ К ЗНАНИЯМ О ВЕЧНОМ «Я» В УПАНИШАДАХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О:
1) усложнении ритуальной практики
2) зарождении философского осмысления мира
3) разложении родового строя
4) влиянии чужеродных культурных ценностей
11. В ОДНОМ ИЗ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА РОДИЛАСЬ КЛЯТВА: «Я ОБЯЗУЮСЬ СПАСТИ ВСЕХ СТРАЖДУЮЩИХ, СКОЛЬКО БЫ ИХ НЕ БЫЛО»:
1) буддизм
2) даосизм
3) йога
4) конфуцианство
5) веданта
12. В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЕДИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, БУДДИЗМ ВИДИТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ПЕРЕРОЖДЕНИЙ В:
1) строгом соблюдении обрядов
2) осознании иллюзорности своего «я»
3) ежедневном чтении мантр
4) смирении плоти
13. БУДДИЙСКУЮ НИРВАНУ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ КАК:
1) состояние вечного блаженства
2) овладение божественными возможностями
3) загробное местопребывание душ
4) истинную реальность, где исчезают противоположности
14. ПОНЯТИЕ «НИРВАНА» ХАРАКТЕРНО ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ДРЕВНЕ-ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ:
1) чарвака-локаята
2) джайнизм
3) буддизм
4) индуизм
15. ПОНЯТИЕ «МОКША» ОЗНАЧАЕТ:
1) закон воздаяния за любое действие
2) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей вар-ны
3) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни
4) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека
16. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА – ЭТО:
1) религиозная система
2) материалистическая неортодоксальная школа
3) идеалистическая ортодоксальная школа
4) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия
17. ОСНОВАТЕЛЬ ДАОСИЗМА:
1) Конфуций
2) Мо-цзы
3) Лао-цзы
4) Чжуан-цзы
18. В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ ЧЕЛОВЕК:
1) занимает срединное положение в мире
2) должен следовать естественному ходу вещей
3) тесно связан с природой
4) все перечисленное выше
19. ОСНОВНЫМИ ЭТИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ДАОСИЗМА ЯВЛЯ-ЮТСЯ:
1) принципы недеяния и спонтанности
2) принципы морального анархизма и бездействия
3) принципы ненасилия и всепрощения
4) принципы индивидуализма и гедонизма
20. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНФУЦИАНСТВЕ ОП-РЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧЕЙ:
1) обеспечение космического равновесия
2) подчинение природных сил
3) культурный и технический прогресс
4) создание общества равных возможностей
21. КОНФУЦИЙ ПОЛАГАЛ, ЧТО, БЛАГОДАРЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕК ЗАНИМАЕТ ЦЕНТРАЛЬТНОЕ МЕСТО В УНИВЕР-СУМЕ, ПОТОМУ ЧТО:
1) способен изменять сущность вещей
2) разделяет враждебные начала – Небо и Землю
3) поддерживает равновесие мировых основ
4) создан, чтобы покорять Природу
22. РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ В ДАОСИЗМЕ СТИМУ-ЛИРОВАЛА ИДЕЯ:
1) Великого Предела
2) равновесия космических сил
3) обретения бессмертия
4) достижения долголетия
23. НАЗОВИТЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ КОНФУ-ЦИАНСТВА:
(укажите не менее двух вариантов ответа)
1) высшей ценностью считался индивид
2) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет
3) государство – большая семья, где государь и «Сын неба», и «отец и мать народа»
4) цель жизни – высшее наслаждение
24. ФИЛОСОФСКИЕ ЗАКОНЫ, НАШЕДШИЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СЛЕ-ДУЮЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ: «КОГДА ЯН ДОСТИГАЕТ СВОЕГО ПРЕДЕЛА, ОНО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИНЬ; КОГДА ИНЬ ДОСТИГАЕТ СВОЕГО ПРЕ-ДЕЛА, ОНО СТАНОВИТСЯ ЯН»:
1) релятивистские
2) метафизические
3) закон исключенного третьего
4) диалектические
25. В «ДАО-ДЕ-ДЗИН» ДАО РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК:
1) первоэлемент
2) мировая субстанция и одновременно закон бытия
3) космический разум
4) верховное божество
26. ПРИЧИНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ УНИВЕРСУМА В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) взаимопроникновение противоположных начал инь и ян
2) воля Неба (тянь)
3) человеческая деятельность
4) сгущение и разрежение ци
27. В ОСНОВЕ ТРЕХ «ПРАВИЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» КОНФУЦИАНСТ-ВА ЛЕЖИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ:
1) инь и ян
2) Дао и дэ
3) Неба и Земли
4) государя и подданных
5) тела и духа
28. ПОНЯТИЕ «ЖЕНЬ» ОЗНАЧАЕТ:
1) эгоизм
2) безразличие
3) человеколюбие
4) мизантропия
29. СИЛА НРАВСТВЕННОГО ПРИМЕРА – ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДАЛ:
1) Лао-цзы
2) Мэн-цзы
3) Конфуций
4) Шень Бухай
30. КОНФУЦИАНСТВО – ЭТО:
1) религиозно-мистическая система
2) материалистическая философия
3) этико-политическая философия
4) учение о загробном мире
31. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ:
1) демократия
2) охлократия
3) восточная деспотия
4) олигархия
32. В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЗАКОН МОРАЛЬНОГО ВОЗ-ДАЯНИЯ ОБОЗНАЧАЛСЯ ПОНЯТИЕМ:
1) сансара
2) карма
3) брахман
4) мокша
33. ИДЕЙНОЕ ТЕЧЕНИЕ В КИТАЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕБОМ:
1) христианство
2) буддизм
3) конфуцианство
4) брахманизм
34. ПОНЯТИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, СОГЛАСНО КОТО-РОМУ ДУША ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ ВОПЛОЩАЕТСЯ В НОВУЮ МАТЕРИАЛЬНУЮ ОБОЛОЧКУ:
1) брахман
2) мокша
3) атман
4) сансара
35. УПАНИШАДЫ ПОЯВИЛИСЬ:
1) в начале ведического периода (16-12 вв. до н. э.)
2) в середине ведического периода (10-8 вв. до н. э.)
3) в конце ведического периода (8-6 вв. до н. э.)
4) в начале ведического периода (15-14 вв. до н. э.)
36. В УПАНИШАДАХ БЕЗЛИЧНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО БЫТИЯ ОБОЗНА-ЧАЕТСЯ ТЕРМИНОМ:
1) брахман
2) сансара
3) карма
4) мокша
37. БУДДА ПРИЧИНОЙ СТРАДАНИЙ ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЛ:
1) неверие в богов
2) незнание подлинных первоначал бытия
3) жажду жизни
4) нарушение нравственных запретов
38. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА ОТНОСИТСЯ К ФИЛОСОФСКОМУ НАПРАВ-ЛЕНИЮ:
1) материализму
2) дуализму
3) объективному идеализму
4) субъективному идеализму
39. КОНФУЦИЙ СЧИТАЛ, ЧТО ГОСУДАРСТВОМ СЛЕДУЕТ УПРАВ-ЛЯТЬ ТАКИМ СПОСОБОМ, КАК:
1) с помощью насилия
2) с помощью нравственного примера
3) с помощью победоносного недеяния
4) с помощью законов
40. В ДАОСИЗМЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В…
1) изучении ритуала
2) наслаждении
3) отказе от наслаждений
4) стремлении человека к естественности, близости к природе
41. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ШКОЛА, ПРОПОВЕДОВАВШАЯ «ПОЧТЕНИЕ К ЗАКОНУ», НАЗЫВАЕТСЯ…
1) мин-цзя
2) мо-цзя
3) легизм
4) даосизм
42. В КОНФУЦИАНСТВЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧЕН В …
1) нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга
2) достижении состояния нирваны
3) любви человека к человеку
4) познании окружающего мира
43. ОСОБЕННОСТЬЮ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЯВЛЯЕТСЯ…
1) самоуглубленность, отрешенность духа
2) социально-практическая самореализация
3) гармоничное, всестороннее развитие личности
4) эрудированность и экологическое сознание
44. ОСНОВУ ФИЛОСОФИИ КОНФУЦИЯ СОСТАВЛЯЕТ(-ЮТ)...
1) проблема развития общества
2) проблемы человека, семьи и государства
3) проблема познания
4) проблема бытия