Тема № 2. Философия Древнего Востока

1. В ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА ПО СРАВНЕНИЮ С ФИЛОСОФИЕЙ ЗА-ПАДА БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЕТСЯ:

1) модернизации общества

2) познанию внешнего мира

3) научно-техническому прогрессу

4) духовному миру человека

 

2. ДЛЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ХАРАКТЕРНЫ:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) критическое отношение к священным текстам

2) незначительное место религии в духовной и материальной жизни

3) патриархальность

4) мистицизм

 

3. ОДНОЙ ИЗ ШКОЛ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) локаята

2) даосизм

3) буддизм

4) джайнизм

 

4. КАСТОВЫЙ СТРОЙ – ОБЩАЯ ЧЕРТА МНОГИХ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. КАСТОВЫЙ СТРОЙ ПОЛУЧИЛ КЛАССИЧЕСКОЕ ВО-ПЛОЩЕНИЕ:

1) в Китае

2) в Индии

3) в Вавилоне

4) в Двуречье

 

5. ПОСТЕПЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СМЫСЛА ПОНЯТИЯ «КАРМА» ПРИ-ВОДИТ ЕГО К СЛЕДУЮЩЕМУ ЗНАЧЕНИЮ:

1) закон космического воздаяния за любое действие, которое нару-шает мировое равновесие

2) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека

3) темная, враждебная сторона человеческой природы, которую следует подавлять

4) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей вар-ны и касты

 

6. ЗАКОНЧИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ УЧЕНИЕ О ВЕЧНОМ КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ И ЗАКОНЕ ВОЗДАЯНИЯ – ЭТО …»

1) йога

2) дао

3) карма

4) сансара

7. ПОНЯТИЕ «САНСАРА» ОЗНАЧАЕТ:

1) вечную череду смертей и новых рождений всего сущего

2) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни

3) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида

4) колесо как символ формы Вселенной

 

8. В ОДНОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ САМХИТ ИЗЛАГАЮТСЯ САМЫЕ РАННИЕ СВЕДЕНИЯ ИНДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАКОЛОГИИ:

1) самаведа

2) атхарваведа

3) яджурведа

4) ригведа

 

9. ВЕДЫ – ЭТО:

1) одно из главных философских понятий древней Индии

2) мощная и влиятельная религиозно-философская система в Индии

3) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия

4) древнейшие (кон. II – нач.1 тыс. до н.э.) письменные памятники индийской культуры

 

10. СМЕЩЕНИЕ ИНТЕРЕСА ОТ ЗНАНИЙ О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ К ЗНАНИЯМ О ВЕЧНОМ «Я» В УПАНИШАДАХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О:

1) усложнении ритуальной практики

2) зарождении философского осмысления мира

3) разложении родового строя

4) влиянии чужеродных культурных ценностей

 

11. В ОДНОМ ИЗ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА РОДИЛАСЬ КЛЯТВА: «Я ОБЯЗУЮСЬ СПАСТИ ВСЕХ СТРАЖДУЮЩИХ, СКОЛЬКО БЫ ИХ НЕ БЫЛО»:

1) буддизм

2) даосизм

3) йога

4) конфуцианство

5) веданта

 

12. В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЕДИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, БУДДИЗМ ВИДИТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ПЕРЕРОЖДЕНИЙ В:

1) строгом соблюдении обрядов

2) осознании иллюзорности своего «я»

3) ежедневном чтении мантр

4) смирении плоти

 

13. БУДДИЙСКУЮ НИРВАНУ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ КАК:

1) состояние вечного блаженства

2) овладение божественными возможностями

3) загробное местопребывание душ

4) истинную реальность, где исчезают противоположности

 

14. ПОНЯТИЕ «НИРВАНА» ХАРАКТЕРНО ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ДРЕВНЕ-ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ:

1) чарвака-локаята

2) джайнизм

3) буддизм

4) индуизм

 

15. ПОНЯТИЕ «МОКША» ОЗНАЧАЕТ:

1) закон воздаяния за любое действие

2) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей вар-ны

3) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни

4) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека

 

16. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА – ЭТО:

1) религиозная система

2) материалистическая неортодоксальная школа

3) идеалистическая ортодоксальная школа

4) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия

 

17. ОСНОВАТЕЛЬ ДАОСИЗМА:

1) Конфуций

2) Мо-цзы

3) Лао-цзы

4) Чжуан-цзы

 

18. В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ ЧЕЛОВЕК:

1) занимает срединное положение в мире

2) должен следовать естественному ходу вещей

3) тесно связан с природой

4) все перечисленное выше

 

19. ОСНОВНЫМИ ЭТИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ДАОСИЗМА ЯВЛЯ-ЮТСЯ:

1) принципы недеяния и спонтанности

2) принципы морального анархизма и бездействия

3) принципы ненасилия и всепрощения

4) принципы индивидуализма и гедонизма

 

20. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНФУЦИАНСТВЕ ОП-РЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧЕЙ:

1) обеспечение космического равновесия

2) подчинение природных сил

3) культурный и технический прогресс

4) создание общества равных возможностей

 

21. КОНФУЦИЙ ПОЛАГАЛ, ЧТО, БЛАГОДАРЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕК ЗАНИМАЕТ ЦЕНТРАЛЬТНОЕ МЕСТО В УНИВЕР-СУМЕ, ПОТОМУ ЧТО:

1) способен изменять сущность вещей

2) разделяет враждебные начала – Небо и Землю

3) поддерживает равновесие мировых основ

4) создан, чтобы покорять Природу

 

22. РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ В ДАОСИЗМЕ СТИМУ-ЛИРОВАЛА ИДЕЯ:

1) Великого Предела

2) равновесия космических сил

3) обретения бессмертия

4) достижения долголетия

 

23. НАЗОВИТЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ КОНФУ-ЦИАНСТВА:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) высшей ценностью считался индивид

2) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет

3) государство – большая семья, где государь и «Сын неба», и «отец и мать народа»

4) цель жизни – высшее наслаждение

 

24. ФИЛОСОФСКИЕ ЗАКОНЫ, НАШЕДШИЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СЛЕ-ДУЮЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ: «КОГДА ЯН ДОСТИГАЕТ СВОЕГО ПРЕДЕЛА, ОНО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИНЬ; КОГДА ИНЬ ДОСТИГАЕТ СВОЕГО ПРЕ-ДЕЛА, ОНО СТАНОВИТСЯ ЯН»:

1) релятивистские

2) метафизические

3) закон исключенного третьего

4) диалектические

 

25. В «ДАО-ДЕ-ДЗИН» ДАО РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК:

1) первоэлемент

2) мировая субстанция и одновременно закон бытия

3) космический разум

4) верховное божество

 

26. ПРИЧИНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ УНИВЕРСУМА В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) взаимопроникновение противоположных начал инь и ян

2) воля Неба (тянь)

3) человеческая деятельность

4) сгущение и разрежение ци

 

27. В ОСНОВЕ ТРЕХ «ПРАВИЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» КОНФУЦИАНСТ-ВА ЛЕЖИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ:

1) инь и ян

2) Дао и дэ

3) Неба и Земли

4) государя и подданных

5) тела и духа

 

28. ПОНЯТИЕ «ЖЕНЬ» ОЗНАЧАЕТ:

1) эгоизм

2) безразличие

3) человеколюбие

4) мизантропия

 

29. СИЛА НРАВСТВЕННОГО ПРИМЕРА – ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДАЛ:

1) Лао-цзы

2) Мэн-цзы

3) Конфуций

4) Шень Бухай

 

30. КОНФУЦИАНСТВО – ЭТО:

1) религиозно-мистическая система

2) материалистическая философия

3) этико-политическая философия

4) учение о загробном мире

 

31. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ:

1) демократия

2) охлократия

3) восточная деспотия

4) олигархия

 

32. В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЗАКОН МОРАЛЬНОГО ВОЗ-ДАЯНИЯ ОБОЗНАЧАЛСЯ ПОНЯТИЕМ:

1) сансара

2) карма

3) брахман

4) мокша

 

33. ИДЕЙНОЕ ТЕЧЕНИЕ В КИТАЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕБОМ:

1) христианство

2) буддизм

3) конфуцианство

4) брахманизм

 

34. ПОНЯТИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, СОГЛАСНО КОТО-РОМУ ДУША ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ ВОПЛОЩАЕТСЯ В НОВУЮ МАТЕРИАЛЬНУЮ ОБОЛОЧКУ:

1) брахман

2) мокша

3) атман

4) сансара

 

35. УПАНИШАДЫ ПОЯВИЛИСЬ:

1) в начале ведического периода (16-12 вв. до н. э.)

2) в середине ведического периода (10-8 вв. до н. э.)

3) в конце ведического периода (8-6 вв. до н. э.)

4) в начале ведического периода (15-14 вв. до н. э.)

 

36. В УПАНИШАДАХ БЕЗЛИЧНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО БЫТИЯ ОБОЗНА-ЧАЕТСЯ ТЕРМИНОМ:

1) брахман

2) сансара

3) карма

4) мокша

 

37. БУДДА ПРИЧИНОЙ СТРАДАНИЙ ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЛ:

1) неверие в богов

2) незнание подлинных первоначал бытия

3) жажду жизни

4) нарушение нравственных запретов

 

38. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА ОТНОСИТСЯ К ФИЛОСОФСКОМУ НАПРАВ-ЛЕНИЮ:

1) материализму

2) дуализму

3) объективному идеализму

4) субъективному идеализму

 

39. КОНФУЦИЙ СЧИТАЛ, ЧТО ГОСУДАРСТВОМ СЛЕДУЕТ УПРАВ-ЛЯТЬ ТАКИМ СПОСОБОМ, КАК:

1) с помощью насилия

2) с помощью нравственного примера

3) с помощью победоносного недеяния

4) с помощью законов

 

40. В ДАОСИЗМЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В…

1) изучении ритуала

2) наслаждении

3) отказе от наслаждений

4) стремлении человека к естественности, близости к природе

 

41. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ШКОЛА, ПРОПОВЕДОВАВШАЯ «ПОЧТЕНИЕ К ЗАКОНУ», НАЗЫВАЕТСЯ…

1) мин-цзя

2) мо-цзя

3) легизм

4) даосизм

 

42. В КОНФУЦИАНСТВЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗАКЛЮЧЕН В …

1) нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга

2) достижении состояния нирваны

3) любви человека к человеку

4) познании окружающего мира

 

43. ОСОБЕННОСТЬЮ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЯВЛЯЕТСЯ…

1) самоуглубленность, отрешенность духа

2) социально-практическая самореализация

3) гармоничное, всестороннее развитие личности

4) эрудированность и экологическое сознание

 

44. ОСНОВУ ФИЛОСОФИИ КОНФУЦИЯ СОСТАВЛЯЕТ(-ЮТ)...

1) проблема развития общества

2) проблемы человека, семьи и государства

3) проблема познания

4) проблема бытия