Изучение истории искусств в начальной школе
Как правило, изучение истории искусств осуществляется в средних или старших классах общеобразовательной школы. Отдельные сведения по истории изобразительного искусства и архитектуры даются в программах по изобразительному искусству. Систематически изучать историю искусств школьники могут на факультативных или авторских курсах, вводимых за счет регионального компонента или в школах с углубленным изучением предметов эстетического цикла. Многие учителя опасаются предлагать курс по истории искусств для начальной школы, считая это дело трудным и сложным, так как дети еще не получили систематические знания по зарубежной и русской истории, на которые можно было бы опереться. Однако уже есть интересный опыт по введению курса истории искусств в учебный план начальной школы.
Например, в многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы работают четыре учреждения дополнительного образования: цирковая, художественная, музыкальная, шахматная школы. На занятиях в этих учреждениях развиваются творческие способности, сознательное отношение к овладению некоторыми профессиональными знаниями (цирковыми, музыкальными, интеллектуально-логическими, художественными), происходит знакомство с истоками народной культуры. В этой связи программа по истории искусств состоит из следующих разделов: история музыки, история изобразительного искусства, история интеллектуально-логических игр, история цирка. Каждый раздел читается по четвертям один раз в неделю, таким образом, на изучение в каждом классе выделяется 10 час. Изучение курса «Истории искусств» учащимися 1─3 классов начальной школы помогает расширению их общей культуры и формированию эстетических вкусов.
Наиболее целесообразным считается подход к организации занятий, где доступные для младшего школьного возраста теоретические и исторические сведения о возникновении, развитии, взаимосвязи разных видов искусств, знакомство с жизнью, творчеством выдающихся музыкантов, художников, артистов и чемпионов сопровождается посещением музеев, концертов, турниров и т.д. Например, предусматривается посещение Пензенской картинной галереи.
Программа курса учитывает возрастные психолого-педагогические особенности детей. На уроках используются элементы игр, проводится просмотр диафильмов, слайдов, демонстрация репродукций художественных произведений, чтение сказок, фантастических произведений, легенд, мифов, отражающих древние представления о строении мира, вселенной и др.
В процессе изучения курса дети выполняют зарисовки и тематические композиции. Чтение легенд, сказок и рассказов, прослушивание музыкально-литературных композиций укрепляет межпредметные связи. Эти знания помогают понять многие стороны жизни народа, его обычаи, нравы, традиции, стремления, выраженные в образах фантазии. Они развивают у школьников конкретно-образное познание, которое необходимо во всех областях познавательной деятельности, творческую фантазию и воображение, а так же осознавать и чувствовать окружающий мир. Но это позволяет не только расширить кругозор детских представлений и знаний о мире искусств, но и служит развитию эмоциональной сферы ребенка, способствует формированию идеалов и ориентиров, эстетической и нравственной культуры.
Основная проблема при разработке программы «История искусств» стояла в том, чтобы сделать уроки интересными, информативными и занимательными для эстетических, цирковых и интеллектуально-логических классов начальной школы.
Рассмотрим подробнее программу по изучению истории изобразительного искусства. Его целью необходимо считать формирование у школьников интереса и любви к изобразительному искусству, потребности в общении с ним, расширении кругозора учащихся, воспитание художественного вкуса. Среди задач данного раздела особенно выделяются следующие: познакомить младших школьников с истоками изобразительного искусства; научить определять виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) и архитектуру; познакомить ребят с зарубежной и русской культурой, представляя им наиболее известных художников и архитекторов; познакомить с понятием “стиль” на примере различных интерьеров (готика, барокко, роккоко, классицизм и др.); развить интерес к изобразительному искусству; привить интерес к художественной литературе, непосредственно связанной с изобразительным искусством.
В 1 классе предлагается познакомиться с первобытным искусством через наскальные рисунки, совершить книжное путешествие по музеям, подробнее остановиться на искусстве книги и истории шрифта, затронуть вопросы ценности народного искусства и живописи Японии и Китая.
Во 2 классе обучение начинается с повторения того, что дети знают об изобразительном искусстве. Далее они расширяют свои знания и последовательно знакомятся с искусством Древнего мира, Средневековья и Возрождения, а также с архитектурой и живописью Древнего Востока (Индия, Китай, Япония). Осуществляется взаимосвязь изобразительного искусства с литературой (легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима) и др.
В 3 классе изучается искусство Франции XVIII - XX веков, влияние Византии на культуру Руси, рассматривается путь, который проделала живопись от иконы к портрету, осуществляется знакомство с творчеством русских художников (Репина, Шишкина, Сурикова, Айвазовского и др.), известными храмами России, в том числе архитектурой Кижей. Дается представление о видах и жанрах изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.). Приводятся примеры работ выдающихся художников.
В ходе изучения программы младшие школьники должны погрузиться в атмосферу данного вида искусства, ощутить себя маленькими художниками и попытаться повторить некоторые изображения (наскальные рисунки, портреты, пейзажи и др.).
Весь курс предполагает расширение кругозора учащихся, развитие художественного вкуса и любовь к изобразительному искусству.
Подведение итогов всего курса лучше осуществить в музее. На наш взгляд, такая программа весьма обширна, тематику можно было бы сузить и выстроить более целостно.
Считаем введение изучения истории искусств в начальной школе перспективной тенденцией, но конкретные пути реализации этой идеи еще предстоит найти, опираясь на передовой педагогический опыт.