Основы художественного мышления
На втором этапе обучения мы имеем дело с детьми 11— 12 лет. Это школьники младшего подросткового возраста. В сознании детей данной возрастной группы происходят заметные изменения, учащиеся осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они умеют соотносить свои взгляды со взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах и т. д. В связи с этим меняется принцип приобщения школьников к искусству, связям его с жизнью. Мы убеждены, что и на этом этапе обучения знания и умения детей являются не столько целью обучения в общеобразовательной школе, но становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом. Полноценное протекание глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками. С этой целью в классе организуются творческие группы, которые осуществляют поисковую работу по сбору литературного, исторического, искусствоведческого материала, зрительного ряда (альбомы, книги по искусству, репродукции и т. д.) в соответствии с темами четвертей.
На втором этапе мы вводим учащихся в осознание специфической роли каждой группы искусства в формировании связей человека с жизнью. В целях предоставления возможности более глубокого и цельного проживания этих связей второй этап обучения делится на блоки по видам искусства.
При этом в каждом блоке предполагается полная слитность осознания социальной (человеческой) роли и специфики языка каждой группы искусства.
Длительная опытно-экспериментальная работа показала, что группе изобразительных искусств (становление формы) целесообразно отвести 2 года обучения. Станковое искусство дает возможность глубже освоить некоторые языковые элементы и по содержанию является более многосложным, требующим для осознания большого времени. Блоку станкового искусства отводятся 6 и 7 классы, 5 класс посвящен блоку декоративных (декоративно-прикладных) искусств, в которые органически как их истоки вписываются народно-декоративные формы;
8 класс отводится блоку конструктивных искусств и синтезу искусств в архитектуре;
9-й — завершающий класс обучения — предполагает выход на формы синтеза пластических искусств с временными, на формы использования полученного художественного развития сегодня, на первичное осознание жизни и борьбы направлений искусства в сегодняшнем дне. Здесь как итог познания возможно обращение к спорным, сложным проблемам изобразительных, декоративных и конструктивных искусств в жизни, окружающей человека.
Для того чтобы уметь постигать виды изобразительного искусства, уметь осмысливать информацию о нем, каждому современному человеку необходимо получить развитие, предполагаемое программой второго этапа обучения.
Потребность поиска духовного смысла существования естественна. Однако это является и плюсом и минусом подросткового возраста. Поэтому высокая человеческая культура должна идти к подростку не как догма, но как вечный поиск сути жизни, вечная борьба высокого и низкого, человеческого и бесчеловечного. Искусства (а из пластических это в первую очередь изобразительное) во все времена развития человечества выполняли именно эту функцию.