Основы художественного мышления

На втором этапе обучения мы имеем дело с детьми 11— 12 лет. Это школьники младшего подросткового возраста. В сознании детей данной возрастной группы происходят за­метные изменения, учащиеся осознают себя в мире, их мыш­ление становится более широким и гибким. Они умеют со­относить свои взгляды со взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах и т. д. В связи с этим меняется принцип приобщения школьни­ков к искусству, связям его с жизнью. Мы убеждены, что и на этом этапе обучения знания и умения детей являются не столько целью обучения в общеобразовательной школе, но становятся средством постижения духовной стороны искус­ства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом. Полноценное протекание глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопережива­нии и сотрудничестве со сверстниками. С этой целью в клас­се организуются творческие группы, которые осуществляют поисковую работу по сбору литературного, исторического, искусствоведческого материала, зрительного ряда (альбомы, книги по искусству, репродукции и т. д.) в соответствии с темами четвертей.

На втором этапе мы вводим учащихся в осознание специ­фической роли каждой группы искусства в формировании связей человека с жизнью. В целях предоставления возмож­ности более глубокого и цельного проживания этих связей второй этап обучения делится на блоки по видам искусства.

При этом в каждом блоке предполагается полная слит­ность осознания социальной (человеческой) роли и специ­фики языка каждой группы искусства.

Длительная опытно-экспериментальная работа показа­ла, что группе изобразительных искусств (становление фор­мы) целесообразно отвести 2 года обучения. Станковое ис­кусство дает возможность глубже освоить некоторые языко­вые элементы и по содержанию является более многослож­ным, требующим для осознания большого времени. Блоку станкового искусства отводятся 6 и 7 классы, 5 класс посвя­щен блоку декоративных (декоративно-прикладных) ис­кусств, в которые органически как их истоки вписываются народно-декоративные формы;

8 класс отводится блоку конструктивных искусств и син­тезу искусств в архитектуре;

9-й — завершающий класс обучения — предполагает вы­ход на формы синтеза пластических искусств с временными, на формы использования полученного художественного развития сегодня, на первичное осознание жизни и борьбы направлений искусства в сегодняшнем дне. Здесь как итог познания возможно обращение к спорным, сложным про­блемам изобразительных, декоративных и конструктивных искусств в жизни, окружающей человека.

Для того чтобы уметь постигать виды изобразительного искусства, уметь осмысливать информацию о нем, каждому современному человеку необходимо получить развитие, предполагаемое программой второго этапа обучения.

Потребность поиска духовного смысла существования естественна. Однако это является и плюсом и минусом под­росткового возраста. Поэтому высокая человеческая куль­тура должна идти к подростку не как догма, но как вечный поиск сути жизни, вечная борьба высокого и низкого, чело­веческого и бесчеловечного. Искусства (а из пластических это в первую очередь изо­бразительное) во все времена развития человечества выпол­няли именно эту функцию.