Четвертый класс. Каждый народ - художник.

Целью занятий в этом классе является формирование представлений о многообразии художественных культур наро­дов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Важнейшие элементы содержания этого года.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны — они живут и развиваются во времени, связаны с влияниями одной культуры на дру­гую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их связанность. Разнообразие этих культур - богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры — также важнейший эле­мент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов (именно поэтому от­вергается часто незнакомое, чужое как враждебное или смешное). Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».

В этом классе художественные представления нужно давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, это впереди. Но им присуще стремление, чуткость к образному пони­манию мира, соотносимому с сознанием, выраженном в народных искусствах. Поэтому нет необходимости в до­тошной достоверности и исторической конкретности. Здесь должна господствовать правда художественного об­раза.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и вос­приятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участника­ми развития человечества, открывают себе путь к даль­нейшему расширению восприимчивости к богатствам че­ловеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной при­роды, труда, архитектуры, красоты человека (внешней и духовной) с культурой других народов. Ребенок должен научиться видеть многообразие красоты, радоваться ей.

Постепенно учитель подводит школьников к понима­нию того, что наряду с многообразием представлений на­родов о красоте, определенной разными условиями жизни, существует единое понимание всеми народами красо­ты отношения человека к жизни, отношения к своей стране, труду, к матерям и отцам, к старикам и детям.

«Истоки искусств твоего народа». (Пейзаж родной земли; образ традиционного русского дома - избы; украшение деревянных построек и их значение; деревня - деревянный мир; образ красоты человека; народные праздники).

«Древние города твоей земли». (Древнерусский город-крепость; древние соборы; древний город и его жители; древ­нерусские воины-защитники; древние города Русской земли; узорочье теремов; праздничный пир в теремных палатах),

«Каждыйнарод—художник». (Образы художественной культуры: Древней Греции, Японии, средневековой Запад­ной Европы; многообразие художественных культур в мире).