Четвертый класс. Каждый народ - художник.
Целью занятий в этом классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Важнейшие элементы содержания этого года.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны — они живут и развиваются во времени, связаны с влияниями одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их связанность. Разнообразие этих культур - богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры — также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов (именно поэтому отвергается часто незнакомое, чужое как враждебное или смешное). Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».
В этом классе художественные представления нужно давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, это впереди. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженном в народных искусствах. Поэтому нет необходимости в дотошной достоверности и исторической конкретности. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека (внешней и духовной) с культурой других народов. Ребенок должен научиться видеть многообразие красоты, радоваться ей.
Постепенно учитель подводит школьников к пониманию того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте, определенной разными условиями жизни, существует единое понимание всеми народами красоты отношения человека к жизни, отношения к своей стране, труду, к матерям и отцам, к старикам и детям.
«Истоки искусств твоего народа». (Пейзаж родной земли; образ традиционного русского дома - избы; украшение деревянных построек и их значение; деревня - деревянный мир; образ красоты человека; народные праздники).
«Древние города твоей земли». (Древнерусский город-крепость; древние соборы; древний город и его жители; древнерусские воины-защитники; древние города Русской земли; узорочье теремов; праздничный пир в теремных палатах),
«Каждыйнарод—художник». (Образы художественной культуры: Древней Греции, Японии, средневековой Западной Европы; многообразие художественных культур в мире).