Второй класс. Ты и искусство.

Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной кон­цепции, содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приращения к искусст­ву как к культуре. Здесь и первоэлементы языка (об­разного строя) пластических искусств, здесь и основы по­нимания их связей с окружающей жизнью ребенка. По­нимание языка и связей с жизнью выстроены в особой последовательности. Нарушение ее нежелательно.

Невнимание к роли пластических искусств в жизни общества приводит учителя к наивному переносу основного внимания на средства выражения. Такой ход, даже сохраняя творческую активность, снижает путь к глубокому осознанию связей искусства с жизнью.

«Чем и как работают художники». (Три основные краски, строящие многоцветие мира; пять красок - все богат­ство света и тона; пастель и цветные мелки, акварель - выразительные возможности; выразительные возможности аппликации; выразительные возможности графических материалов; выразительность материалов для работы в объеме; выразительные возможности бумаги; для художника любой материал может стать выразительным).

«Реальность и фантазия». (Изображение и реальность; изображение и фантазия; украшение и реальность; укра­шение и фантазия; постройка и реальность; постройка и фантазия; «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Пост­ройки» всегда работают вместе).

«О чем говоритискусство». (Выражение характера изображаемых животных; выражение характера человека в изображении - мужской и женский образ; образ человека и его характер, выраженные в объеме; изображение природы в разных состояниях; выражение характера человека через украшение; выражение намерений через украшение; совме­стно «Мастера Изображения, Украшения, Постройки» создают дома для сказочных героев).

«Как говорит искусство». (Цвет как средство выражения: теплый и холодный цвета. Борьба теплого и холодного: цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Смешение с черной, серой, белой красками - мрачные, нежные оттенки цвета; линия как средство выражения: ритм линий, характер линий; ритм пятен как средство выражения; пропор­ции выражают характер; ритм линий и пятен, цвет, пропорция - средства выразительности).