Концепция Неменского Б.М. «Формирование художественной культуры как части духовной культуры»
Основные позиции концепции «Формирование художественной культуры как части культуры», разработанной большим творческим коллективом (Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.) под руководством народного художника РФ, академика РАО Б.М. Неменского, состоят в том, что знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Полноценное протекание этих процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками.
В начальной школе искусство осваивается не по видам и жанрам, а постигается связь искусства с жизнью своеобразными кругами – от личности ребенка, через ближайшее окружение до представлений о роли искусства в человеческом обществе.
В средней школе учащиеся должны осознать специфическую роль каждой группы искусства в формировании связей человека с жизнью. В целях предоставления возможности более глубокого и цельного проживания этих связей данный этап обучения делится на блоки по видам искусства.
Программа “Изобразительное искусство и художественный труд. 1—9 кл.” (1999 г.) построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видах художественной деятельности: изображение, украшение и постройка. Авторы считают, что постоянное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Целью преподавания пластических искусств (изобразительных, декоративных, конструктивных) в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т.е.приживления молодых людей к корням культуры.
В преподавании изобразительного искусства как ведущая входит задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это возможно только, если удастсязакрепить в сознании ребенка понимание прочной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Эта задача является связующей идеей всех лет обучения. Любые иные задачи должны соотноситься с решением этой. Решение языковых и творческих задач программы необходимо рассматривать как обеспечивающие, понимая, однако, что вне решения их нереально решить и основную.
Необходимо подчеркнуть, что урок искусства не обучение просто деланию даже красивых вещей. Необходимо расширять ассоциативные возможности мышления, его метафоричность. Ребенок должен иметь богатство художественных впечатлений. Здесь ставится проблема качества, глубины, а не просто количество впечатлений, которое может приводить к знаточеству, т. е. внехудожественному знанию искусств.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Программа подчеркивает, что развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры в окружающей каждого человека жизни.
Принципиально важное значение имеет выявление нравственно-эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Приобщение к искусству начинается в начальной школе с познания связей человека со всей сферой пластических искусств.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре.
Форма, пропорции, пространство, светотональность цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
В программе как основа понимания искусств выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Они в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное практическое (на уроках и дома) участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как «Братья-мастера» изображения, украшения, постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают сперва-элементарно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем помогать и в более сложном осознании искусств. Три группы искусств (изобразительная, декоративная, конструктивная) должны быть поняты как сфера взаимодействия «Братьев-мастеров». Это как бы три сердца пластических искусств, которые бьются в каждом произведении как станкового, например, так и декоративного искусства и т.д. И какое «сердце» бьется в произведении сильнее, к такому виду искусств оно и может быть отнесено. Необходимо дать понимание, что нет непроходимых границ между искусствами, но есть зоны господства одного из «сердец», что и создало разделение на три группы искусств. Учитель и ученики, изучая каждую из них, должны уметь видеть постоянное взаимодействие этих трех форм пластического мышления – трех «Братьев-мастеров». Учитель должен осознавать, что нет более простого, доступного и ребенку, и в то же время научно обоснованного пути понимания искусства, спасающего нас от дихотомии (параллельного понимания начал) формы и содержания.