Концепция Неменского Б.М. «Формирование художественной культуры как части духовной культуры»

Основные позиции концепции «Формирование художественной культуры как части культуры», разработанной большим творческим коллективом (Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.) под руководством народного художника РФ, академика РАО Б.М. Неменского, состоят в том, что знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Полноценное протекание этих процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками.

В начальной школе искусство осваивается не по видам и жанрам, а постигается связь искусства с жизнью своеобразными кругами – от личности ребенка, через ближайшее окружение до представлений о роли искусства в человеческом обществе.

В средней школе учащиеся должны осознать специфическую роль каждой группы искусства в формировании связей человека с жизнью. В целях предоставления возможности более глубокого и цельного проживания этих связей данный этап обучения делится на блоки по видам искусства.

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд. 1—9 кл.” (1999 г.) построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видах художественной деятельности: изображение, украшение и постройка. Авторы считают, что постоянное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Целью преподавания пластических искусств (изобра­зительных, декоративных, конструктивных) в общеобра­зовательной школе является формирование художествен­ной культуры учащихся как неотъемлемой части культу­ры духовной, т.е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизне­деятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилиза­ции, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т.е.приживления молодых людей к корням культуры.

В преподавании изобразительного искусства как веду­щая входит задача формирования у учащихся нравствен­но-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобраз­ное в жизни и в искусстве. Это возможно только, если удастсязакрепить в сознании ребенка понимание проч­ной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Эта задача является связующей идеей всех лет обучения. Любые иные задачи должны соотноситься с решением этой. Решение языковых и творческих задач программы необходимо рассмат­ривать как обеспечивающие, понимая, однако, что вне решения их нереально решить и основную.

Необходимо подчеркнуть, что урок искусства не обу­чение просто деланию даже красивых вещей. Необходимо расширять ассоциативные возможности мышления, его метафоричность. Ребенок должен иметь богатство худо­жественных впечатлений. Здесь ставится проблема каче­ства, глубины, а не просто количество впечатлений, кото­рое может приводить к знаточеству, т. е. внехудожественному знанию искусств.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодей­ствия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окру­жающей действительности. Работа на основе наблюдения и переживания окружающей реальности является важ­ным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действи­тельности должно служить источником развития образ­ного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства ста­новится задача развития у ребенка интереса к внутренне­му миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по пред­ставлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов кол­лективного творчества и индивидуальной работы на уро­ках; изучение художественного наследия; подбор иллюст­ративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, ис­торией, трудом. С целью формирования опыта творче­ского общения в программу вводятся коллективные зада­ния.

Программа подчеркивает, что развитие художествен­ного восприятия и практическая деятельность представ­лены в их содержательном единстве. Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит уча­щихся к пониманию многообразия явлений художест­венной культуры в окружающей каждого человека жиз­ни.

Принципиально важное значение имеет выявление нравственно-эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практи­ческой работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отноше­ния к природе, обществу, поиску истины. Приобщение к искусству начинается в начальной школе с познания связей человека со всей сферой пластических искусств.

Тематическая цельность программы помогает обеспе­чить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических пов­торов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по сту­пенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художе­ственной культуре.

Форма, пропорции, пространство, светотональность цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей худо­жественно-образных языков изобразительных, декора­тивных, конструктивных искусств. Эти средства художе­ственной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

В программе как основа понимания искусств выделе­ны три способа художественного освоения действитель­ности: изобразительный, декоративный и конструктив­ный. Они в начальной школе выступают для детей в ка­честве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, укра­шения, постройки. Постоянное практическое (на уроках и дома) участие школьников в этих трех видах деятель­ности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь в виду, что, будучи пред­ставлены в начальной школе в игровой форме как «Братья-мастера» изображения, украшения, постройки, эти три вида художественной деятельности должны со­путствовать учащимся все годы обучения. Они помогают сперва-элементарно членить, а значит, и понимать де­ятельность искусств в окружающей жизни, а затем помо­гать и в более сложном осознании искусств. Три группы искусств (изобразительная, декоративная, конструктив­ная) должны быть поняты как сфера взаимодействия «Братьев-мастеров». Это как бы три сердца пластических искусств, которые бьются в каждом произведении как станкового, например, так и декоративного искусства и т.д. И какое «сердце» бьется в произведении сильнее, к такому виду искусств оно и может быть отнесено. Необ­ходимо дать понимание, что нет непроходимых границ между искусствами, но есть зоны господства одного из «сердец», что и создало разделение на три группы ис­кусств. Учитель и ученики, изучая каждую из них, долж­ны уметь видеть постоянное взаимодействие этих трех форм пластического мышления – трех «Братьев-масте­ров». Учитель должен осознавать, что нет более простого, доступного и ребенку, и в то же время научно обоснован­ного пути понимания искусства, спасающего нас от дихо­томии (параллельного понимания начал) формы и содер­жания.