Безотметочное оценивание

В целях реализации Концепции модернизации российского образования, осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся Министерство образования России в 2003 г. предложило изменить систему оценивания на уроках физической культуры, изобразительного искусства и музыки. Оно рекомендовало использовать при обучении этим предметам безотметочное оценивание по зачетной системе с последующим внесением записи «зачтено» по результатам обучения в документы государственного образца об образовании (аттестаты). При этом в тех общеобразовательных учреждениях, где указанные предметы являются профильными, рекомендовано сохранить традиционную систему оценивания.

В истории российской педагогики был опыт отказа от отметок (учащиеся оценивались на основании отзывов педагогического совета). Шацкий С.Т. предлагал оценивать не знания учащихся, а их учебные усилия.

Изучение современного опыта безотметочного оценивания учащихся по предметам образовательной области «Искусство» показало, что для реализации зачетной системы необходимы:

-четкие критерии оценки по каждой теме, чтобы учащиеся понимали, что «зачет» – это тоже отметка и ее надо заслужить;

-соответствующие системные и регулярные диагностические процедуры;

-колоссальная работа с родителями по их переориентации на качественную оценку;

-разработка «Положения о стимулировании учащихся, обучающихся без отметок, но принимающих участие в художественных выставках и конкурсах»;

-необходимо, чтобы созрели условия для введения массового безотметочного обучения: новый уровень сознания родителей, администрации (их заинтересованное отношение к музыкальному и художественному образованию в школе), учащихся и самих учителей! поэтому вводить безотметочное обучение нужно постепенно в отдельных классах, очень осторожно; привлечь психологов и других специалистов к решению этой проблемы; создать необходимую материальную базу для уроков искусства;

-возможно обучение в системе «зачет-незачет» для отдельных учащихся по решению педагогического совета или по письменному заявлению родителей.

К тому же, многие из учителей образовательной области «Искусство», методистов и руководителей методических объединений пока не видят достойной замены традиционной отметочной системе в массовой школе.

Есть предложение вводить систему «зачет—незачет» пока частично, в отдельных классах или для отдельных учащихся, где созрели необходимые условия (как положительные, так и отрицательные). Одни учителя считают, что оценки не надо ставить в начальной школе, учитывая психологические особенности младших школьников. Другие полагают, что безотметочная оценка будет эффективна в основной и средней ступени (с 5 кл. по 11 кл.), так как возрастает сознательность учащихся в обучении, выстраивается доверительное отношение с подростками и расширяется их сознание, формируются навыки самоконтроля, адекватный реалистический уровень притязаний каждого. А третьи предполагают, что в 7-8 кл. без отметок очень сложно, так как безотметочная система становится лазейкой для учащихся-подростков, которые не хотят учиться не только по предметам искусства, но и по всем остальным предметам. Необходимо выработать механизм прогнозирования результатов таких учащихся и способы работы с ними в условиях безотметочного оценивания.

Следует понять, что «зачтено» – «не зачтено» это тоже отметка! Только в двухбальной системе. Так лучше это или хуже?

Очевидно следующее, что при поспешности введения безотметочной оценки прогнозируются следующие результаты: падение статуса предметов искусства в школе до уровня факультатива (он резко падает); у учителей других предметов, классных руководителей, родителей и самих учащихся формируется недопустимое отношение к предметам искусства, как к ненужным, необязательным в общеобразовательной школе! В то время как о незаменимости функций искусства в школе давно говорит наука и практика! Когда нет отметок, в школах резко падает посещаемость предметов образовательной области «Искусство»!

Делать безотметочным обучение по предметам искусства при сосуществовании с традиционной отметочной системой по другим предметам равносильно перемещению предметов искусства в дополнительное образование. Безотметочная оценка должна быть в системе всей школы, по всем предметам, если мы хотим получить положительные результаты.

В настоящее время у большинства учителей (в т.ч. у тех, кто имеет опыт безотметочного оценивания учащихся по изобразительному искусству) отрицательное отношение к массовому отказу от отметки по предметам искусства. Они считают, что для определенного контингента детей безотметочное оценивание будет играть положительную роль, но далеко не для всех. Безотметочное оценивание учащихся в соответствующих условиях будет способствовать гуманизации и индивидуализации образования, но на сегодняшний день это не актуально.

Анализируя аргументы «за» и «против» можно прийти к выводу, что сознание учащихся и их родителей не готово к восприятию результатов безотметочного оценивания, оно все еще находится в рамках привычной традиционной пятибалльной системы отметок, поэтому при переходе на безотметочное обучение необходимы серьезные меры и разъяснительная работа:

1. Критерии оценочной деятельности должны быть доведены учителем до каждого учащегося.

2. Ученику должна быть предоставлена возможность самооценки результатов деятельности (т.е. учащимся необходимо раскрыть суть оценочной деятельности и включить их в этот процесс).

3. У учащихся должны быть сформированы навыки самоконтроля и реалистического уровня притязаний.

4. Необходимо обеспечить условия для сравнения результатов работы с эталонами, сделав выводы об эффективности деятельности.

Безотметочная оценка будет эффективна, если ученики получают четкий критерий самооценки от учителя, а учитель оценивает работу ученика после его самооценки. Для формирования процедуры самооценки необходимы определенные усилия с обеих сторон. В основе критериев оценки и самооценки лежат нормативные требования к учащимся в содержательных минимумах и утвержденных программах по каждому году обучения.

По мнению многих методистов в перспективе для учащегося должно стать значимым содержательное оценивание, а не отметка. Там, где меняется внутренняя мотивация, отметка уже не нужна. Тем более, что по учебным дисциплинам искусства оценить чувства, переживания, эмоциональные и психические изменения состояний учащихся, связанные с восприятием произведений искусства, их духовный рост и уровень развития художественной культуры очень сложно!