Основные функции интегрированного курса “Искусство”.

В систему функций, которые призван выполнять интегрированный предмет “Искусство” в целостном образовательном пространстве школы, включены следующие компоненты:

─ эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии предмета “Искусство” на обогащение прежде всего эмоционально-чувственной сферы личности, на развитие ее эмоциональной отзывчивости на произведения искусства как отражение человеческих переживаний, эмоций и чувств. Специфика искусства как эмоционально-образного отражения действительности открывает путь к духовно-нравственному возвышению и преображению личности и одухотворению содержания всего образовательного процесса в гимназии;

─ ценностно-ориентиционная функция, позволяющая учащимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в мире художественной культуры, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и нравстенно-эстетическим критериям;

─ самоактуализационная функция, реализующая возможности искусства как материала и средства самопознания, самооценки, самоактуализации, саморазвития и самореализации духовно-творческого потенциала личности учащегося, а также развития его потребностей в непрерывном самообразовании в процессе изучения предмета “Искусство”;

─ арт-терапевтическая, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе занятий искусством. Как показывают психологические исследования, объединение усилий педагогов искусства и психологов в процессе организации музыкальной, театральной и другой художественной деятельности учащихся дает ощутимые результаты в укреплении их душевного и физического здоровья, гармонизации внутригрупповых отношений в классе. Реализация этой функции будет осуществлена путем введения в образовательное пространство элементов психодрамы, медитативной музыки и других методов групповой и индивидуальной арт-терапии;

─ функция социализации личности (в том числе социальной реабилитации и адаптации к условиям реальной жизни детей);

─ информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных и др.).

Перевод системы этих функций с концептуального уровня на уровень педагогической технологии требует учета педагогами результатов современных психологических, социально-педагогических, культурологических, искусствоведческих, информационно-технологических прикладных исследований.

Согласно цели и функциям в интегрированный курс «Искусство» включены следующие виды искусств: изобразительное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура, музыка.

Структура интегрированного курса “Искусство” состоит из нескольких взаимосвязанных между собой предметных блоков, соответствующих видам искусства:

1.“Изобразительное искусство”.

2. “Народное и декоративно-прикладное искусство”.

3. “Дизайн и архитектура”.

4. “Музыка”.

5. «Художественная культура народов мира» (ХКНМ).

Рассматриваемый курс «Искусство» логично дополнить изучением дисциплины “Мировая художественная культура”, которая является по своей сути интегрированным курсом, объединяющим разные виды искусства.

В каждом из предметных блоков выделяется несколько подсистем: художественная технология, язык искусства, художественно-образное содержание искусства, происхождение и развитие данного вида искусства (история изобразительного искусства, музыки, дизайна, архитектуры и др.).

Художественно-технологическая подсистема включает в себя совокупность способов и приемов художественной деятельности (пения, рисования, конструирования и т.д.), которые должны освоить учащиеся в процессе изучения интегрированного курса «Искусство». Технология различных видов искусства специфична, поэтому технологические подсистемы предметных блоков интегрированы лишь в рамках комплекса пластических (пространственных) искусств, а музыкальная технология изучается автономно. Язык искусства представляет собой совокупность средств художественной выразительности, используемых для создания и исполнения художественных произведений. В различных видах искусства существуют общие и специфичные для каждого вида выразительные средства. Так, в музыке и изобразительном искусстве есть понятия о композиции, гармонии, ритме, форме произведения. Они дают основания для частичной интеграции соответствующих подсистем каждого из предметных блоков.

Художественно-образное содержание произведений искусства – системообразующий компонент каждого предметного блока, поддающиеся наиболее полной интеграции как внутри курса «Искусство», так и на уровне его межпредметных связей с другими учебными дисциплинами. Целенаправленный отбор и синхронное включение в образовательный процесс произведений различных видов искусства, имеющих общее художественно-образное содержание, а также организация художественно-творческой деятельности учащихся на соответствующей художественно-образной основе – ведущие педагогические механизмы интеграции различных блоков.

История искусств от первобытного синкретизма до современного синтеза искусств представлена как на уровне каждого из видовых предметных блоков, так и в соответствующем интегрированном курсе «Художественная культура народов мира». В результате их освоения учащиеся получают представление о единой сущности всех видов искусств и общих закономерностях их становления и развития в процессе культурно-исто­ри­чес­кой эволюции человечества.

В каждом из предметных блоков выделяется несколько подсистем — художественная технология, язык искусства, художественно-образное содержание искусства, происхождение и развитие данного вида искусства (история изобразительного искусства, архитектуры, музыки и т.д.).

Художественно-технологическая подсистема включает в себя совокупность способов и приемов художественной деятельности (пения, рисования и т. д.), которые должны освоить учащиеся в процессе изучения интегрированного курса “Искусство”. Технология различных видов искусства специфична, поэтому технологические подсистемы предметных блоков будут интегрированы лишь в рамках комплекса пластических (пространственных) искусств, а музыкальная и хореографическая будут изучаться автономно.

Язык искусства включает совокупность средств художественной выразительности, используемых для создания и исполнения художественных произведений. В различных видах искусства есть общие и особенные выразительные средства. Так, в музыке и изобразительном искусстве есть понятия о композиции, гармонии, ритме, форме произведения. Они дают основания для частичной интеграции соответствующих подсистем каждого из предметных блоков.

Художественно-образное содержание произведений искусства— системообразующие компоненты каждого блока, поддающиеся наиболее полной интеграции как внутри предмета “Искусство”, так и на уровне его межпредметных связей с другими учеными дисциплинами. Целенаправленный отбор и синхронное включение в образовательный процесс произведений различных видов искусства, имеющих общее художественно-образное содержание, а также организации художественно-творческой деятельности учащихся на соответствующий художественно-образной основе — ведущие педагогические механизмы интеграции различных блоков. Художественно-образное содержание интегрированного курса «Искусство» построено на основе архетипических образов коллективного бессознательного, раскрытых в работах К.Г. Юнга.

История искусств от первобытного синкретизма до современного синтеза искусств будет представлена как на уровне каждого из видовых предметных блоков, так и в соответствующем специализированном курсе. В результате их освоения учащиеся получат представление о единой сущности всех видов искусства и общих закономерностях их становления и развития в процессе культурно-исторической эволюции человечества.

Таким образом, в каждом предметном блоке выделяется четыре подсистемы, имеющие разную предрасположенность к интеграции:

─ единичная (технология данного вида искусства);

─ особенная (язык данного вида искусства);

─ общая (художественно-образное содержание искусства);

─ всеобщая (сущность, природа, происхождение и закономерности развития искусства).

Соответственно первая подсистема в каждом блоке будет программироваться автономно, вторая — на уровне частичной внутрипредметной интеграции, третья — на уровне полной внутренней и частичной внешней интеграции, четвертая — на уровне полной внутренней и внешней интеграции с гуманитарными и частичной интеграции с другими учебными предметами.

Содержание предмета “Искусство” спроектировано на двух уровнях — базовом, инвариантном, закрепленном в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта предметной области “Искусство”, и вариативном, отражающем специфику целей художественного образования и условий их реализации в общеобразовательных учреждениях. В содержании представлены все основные сферы художественной культуры общества — фольклор, шедевры классического искусства (светского и религиозного), современные художественные явления и процессы. Отбор вариативного содержания учебного процесса будет осуществляться с учетом реального уровня художественной культуры учащихся, доступности его для каждого из них.

По сравнению с действующими программами по искусству существенно расширены хронологические рамки художественного содержания. В него входят произведения древнерусского искусства, а также искусство конца ХХ в. В основе программного содержания ценности отечественного искусства, через освоение которых учащиеся выйдут в мировую художественную культуру.

Основные формы организации учебного процесса по интегрированному предмету “Искусство” будут составлять целостную систему уроков. Она может быть дополнена различными внеклассными и внешкольными мероприятиями.

Разновидности уроков искусства:

─ уроки по отдельным видам искусства;

─ интегрированные уроки по нескольким видам искусства;

─ интегрированные уроки искусства и общеобразовательных дисциплин (литературы, истории, труда, математики и т.д.).

Наряду с традиционной урочной формой предлагается использовать уроки-импровизации, уроки-эксперименты, уроки-концерты, уроки-выставки, уроки-конкурсы и т.п.

Программой интегрированного курса “Искусства” предусмотрено также педагогическое руководство и стимулирование домашних форм занятий искусством (семейного музицирования, подготовки домашних вечеров искусства, спектаклей домашнего театра и т.д.).

Критерии оценки эффективности художественно-образовательного процесса будут соответствовать гуманистической направленности данной концепции. Их духовно-личностная ориентация будет проявляться в оценке результативности учебного процесса не только по уровню усвоения и воспроизведения учащимися программного содержания, но и динамики всех других компонентов художественной культуры личности (художественных потребностей, интересов, мотивов, вкусов, ценностных ориентаций). Будет отслеживаться и динамика художественных способностей учащихся. На основе результатов, полученных с помощью научно-обоснованных диагностических методик, возможна постоянная корректировка художественно-образовательного процесса с целью его педагогической эффективности, личностного художественно-образовательного процесса.

Психолого-педагогическая деятельность на различных уровнях образовательной системы

На каждом уровне образовательного процесса (1—4 кл., 5—9 кл.) по-своему реализуются общие цели и задачи обучения, что обусловлено как возрастными особенностями учащихся, так и конкретными задачами их художественного развития. Дадим общую характеристику психолого-педагогической деятельности на этих уровнях.

Первый уровень (1—4 кл.): психолого-педагогическая диагностика динамики развития художественных задатков и способностей ребенка, его художественных потребностей интересов, опрос о досуговых формах художественной деятельности ребенка; изучение художественных интересов семьи; разработка на этой основе индивидуальной программы развития художественной культуры личности на период 1—4 классов при участии семьи, с использованием средств массовой информации, аудиовизуальных средств, посещений концертов, музыкальных спектаклей; разработка индивидуальных педагогических рекомендаций по обучению ребенка искусству в учреждениях дополнительного образования.

Психологическая диагностика и психокоррекционная работа с детьми на материале и средствами искусства. Его использование для решения проблем адаптации и социальной реабилитации детей со склонностью к асоциальному поведению или находящихся в стрессовом состоянии в силу тех или иных социальных, семейно-бытовых причин.

Организация в школе учебных занятий по развитию художественно-творческих способностей детей в процессе синкретичной деятельности. На этом этапе возрастает роль обучения детей технологии художественной деятельности (нотной грамоте, вокально-хоровым умениям и навыкам, умениям рисовать, лепить, конструировать, танцевать и т. д.), языку искусства. Все виды художественной деятельности интегрированы вокруг общих задач и комплексных художественно-творческих проектов (классных и общешкольных) и “пронизывают” все предметные области начальной школы.

Второй уровень (5—9 кл.): продолжение психолого-педагогической диагностики развития художественных качеств личности, разработка индивидуальной программы организации художественно-культурной деятельности подростка и ее педагогическое “сопровождение” (в школе с использованием возможностей арт-терапии и психо-драмы и дистанционно — в семье, на досуге и др.).

Организация в школе системы обязательных и факультативных занятий по искусству с учетом индивидуальных интересов, потребностей и психологических проблем подросткового возраста. На этом этапе усиливается роль историко-художественной подготовки учащихся, в контексте которой организуются их художественно-исполнительская, художественно-авторская деятельность и восприятие искусства. Историко-художественные образы и сюжеты являются на этом этапе основой интеграции различных видов художественной деятельности, а также стержнем развития межпредметных связей интегрированного предмета “Искусство” и других предметов средней школы (как гуманитарных, так и естественно-научных).

В интегрированной программе “Искусство” предусмотрена преемственность всех уровней общего художественного образования (их задач, содержания, форм, методов, содержания, критериев и методов оценки результатов).