Ход урока
Слово учителя музыки
Звучит стихотворение Н.Рубцова “Пусть душа останется чиста” на фоне Прелюдии №10, ор.32 (№20) С.Рахманинова.
До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Перед этой желтой, захолустной,
Стороной березовой моей
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.
Перед этим старым сельсоветом,
Перед этим садом у моста
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного креста!
Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи? Какие чувства испытывает лирический герой? Помогла ли вам музыка понять настроение героя?
Слово учителя ИЗО
Выразите в небольших цветовых композициях настроение, переданное в стихах и музыке. Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.
Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, синий цвета.
Волнующее воздействие - пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.
Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые они вызывают. Принято считать, что красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый - веселый, радостный, пламенный, добрый; зеленый - спокойствие, приятное и мирное настроение; синий - серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный; фиолетовый имеет двойственную природу - 1. приятный, полный жизни, творческой энергии; 2. вызывающий тоску, печаль и грусть.
В какой колорит окрашено стихотворение Н.Рубцова? Учащиеся самостоятельно выполняют ассоциативные рисунки в цвете (Работы детей, рисунок 1,2).