Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в школе

В настоящее время в общеобразовательной школе урок является основной формой учебной и воспитательной работы с детьми. Классно-урочная система позволяет хорошо организовывать обучение и эффективно контролировать полученные знания и умения.

Как известно, типы уроков определяют по разным критериям. Одна группа ученых выделяет типы уроков по содержанию (уроки рисунка, живописи, иллюстрирования, лепки, аппликации, декоративной работы, конструирования и др.); другая — по способу проведения (уроки-экскурсии, видеоуроки, уроки-беседы, уроки-конкурсы, уроки-тесты, уроки-игры, уроки коллективной работы); третья — по це­лям обучения, например, уроки-познания (изучение нового материала), уроки самостоятельной работы, уроки-повторения изученного материала и итоговые уроки (закрепление знаний и умений).

Примеры уроков различного содержания, посвященные изобразительной, декоративной, конструктивной и искусствоведческой деятельности приведены нами в соответствующих параграфах.

Кратко охарактеризуем различные виды уроков по способу проведения.

Уроки—экскурсии. Подобного типа уроки обычно проводятся в связи с изучением какой-либо темы программы. В педагогической практике популярны уроки-экскурсии в ближайший парк для любования красотой природы и выполнения набросков и зарисовок. Обязательно проводятся уроки-экскурсии в художественных и краеведческих музеях, помогающие изучить виды и жанры искусства, особенности архитектурных памятников, изделия народных художественных промыслов, народные обычаи и традиции. Желательно совершить поход в мастерскую живописца, графика или скульптора, познакомиться с ведущими художниками родного края. Экскурсии в традиционные центры художественных промыслов помогают приобщиться к истокам народной культуры, увидеть этапы изготовления изделий, изучить лучшие образцы, встретиться с народными мастерами. Кроме этого, рекомендуется посетить следующие мастерские: керамики, ткачества, кружевоплетения, резьбы по дереву, изготовления кукол и др.

Видеоуроки. Подобного типа уроки не следует проводить часто. Они могут быть завершающими или открывающими четверть. Как правило, видеоуроки хороши для изучения материала по истории искусств в 5—8 кл. Такие уроки не исключают выступление учащихся с небольшими сообщениями по теме, беседу и контроль знаний. Не следует думать, что учитель занимает пассивную позицию во время видеоурока. Перед началом просмотра следует настроить учащихся на восприятие материала, возможно составить его план. Педагог может останавливать запись, задавать вопросы по просмотренному фрагменту. Можно попросить учащихся во время демонстрации фильма отмечать даты и имена художников. В конце урока обязательно нужно попросить учащихся поделиться впечатлениями об увиденном. Учитель подводит итоги и делает обобщающие выводы. На уроке может быть использован как один фильм, так и несколько. Кроме этого, материал видеоурока может быть дополнен демонстрацией других наглядных пособий.

Уроки-беседы. Целью бесед является стремление воздействовать на сознание и чувства школьников, возбуждение их умственной и эмоциональной активности, фантазии, творчества.

Как правило, проводятся беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основным содержанием бесед являются, например, такие темы: «Воспевание труда в искусстве», «Народные праздники», «Образ человека в искусстве разных народов», «Все народы воспевают материнство», «Все народы воспевают мудрость старости», «Искусство всех народов объединяет людей и в радости, и в горе», «Сказка в творчестве русских художников», «Спорт в изобразительном искусстве», «Виды графики», «Жанры живописи», «Памятники искусства родного края» и др. Проведение бесед может включать различные конкурсы, викторины, театрализованные представления, «живые» картины, показ слайдов, репродукций и др. Демонстрацию зрительного ряда рекомендуется сопровождать соответствующей музыкой.

Обычно в начале урока проводится небольшая эмоциональная беседа. В ней сообщаются необходимые для предстоящей работы знания, и в то же время школьники как бы настраиваются на выполнение задания. С помощью художественно-образного слова в сознании учащихся создаются яркие образы, которые затем обогащаются в результате влияния активизированного мышления, творческого воображения и находят выражение в детских учебно-творческих работах (изобразительных, конструктивных и декоративных).

Учитель для того, чтобы обратить внимание на отдельные, необходимые для создания рисунков детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений. Этот прием содействует и закреплению в сознании детей представлений о героях и событиях изображаемого сюжета, более выразительной передаче школьниками образов в рисунках.

Произведения изобразительного искусства, которые будут использоваться для бесед на уроке, указаны в действующих программах. Учителю предоставляется право дополнить эти произведения другими или произвести равную замену в соответствии с учебными задачами урока. На занятиях ИЗО важно использовать такие примеры, на которых можно наиболее ясно рассмотреть основные законы, правила и приемы композиции, вопросы колорита, разнообразные средства художественной выразительности, а также виды и жанры искусства и другие его вечные темы. Безусловно, при этом желательно ориентироваться на шедевры русского и зарубежного искусства разных времен.

В беседах об особенностях декоративной композиции можно использовать старинные и современные произведения народного и профессионального искусства.

В процессе беседы учащиеся могут рассказать о результатах заранее проведенной по заданию учителя поисково-искусствоведческой работы. В начальной школе редко весь урок посвящается беседе, а в среднем и старшем звене может быть один—два урока—беседы в четверть.

Уроки-конкурсы. Очень часто на уроках изобразительного искусства проводятся различные конкурсы («Кто быстрее?», «Кто лучше?», «Что, где, когда?» и др.) и викторины. Например, конкурс юных искусствоведов позволяет провести опрос в игровой форме. Детей можно разбить на 2-3 команды. В ходе урока проверяется, как усвоен теоретический и практический материал. В процессе соревнования-игры дети учатся повторять, запоминать, рисовать, искать ошибки, быстро с помощью аппликации выполнять задания по составлению различных композиционных схем и др. Дух соревнования стимулирует творческую активность учащихся.

Уроки-тесты. В последнее время на уроках изобразительного искусства для проверки полученных знаний все чаще применяются различные тесты, когда учащимся предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, сопоставить несколько изображений, дописать пропущенные слова, что-либо дорисовать, определить лишнее изображение, автора или жанр произведения и т.п. Проведение теста может занимать весь урок или только его часть. Тесты рекомендуется использовать для текущего контроля и для итоговых уроков. Примеры тестов даны в параграфе об оценке.

Уроки-игры. Они используются как при изучении нового материала, так и при подведении итогов по определенной теме. Для учителя включение игры в урок должно быть продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, от­вечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра — способ самовыражения, самоопределения, самореализа­ции и самооценки. Если для учителя игра — средство достиже­ния определенной педагогической цели, то для учащихся цель — сам процесс игры.

Урок-игра помогает совершить в увлекательной форме первые шаги к познанию и пониманию сложного духовного и материального мира.

Процесс игры организуется таким способом, который позволит ненавязчиво вести к освоению новых знаний, умений и личностных качеств. Отдельные игровые моменты вводятся практически на любом этапе урока в соответствии с возрастными возможностями и интересами учащихся.

На уроках искусства в основном используют художественно-дидактические игры. Педагогическая логика подчиняется художественной логике ради создания эмоционально-эстетического образа. Игровое пространство выступает как педагоги­чески ориентированное художественно-игровое пространство, в котором взаимодействуют учителя и ученики. В зависимости от задач урока и учета возрастных особенностей детей меняются отно­шения художественно-эмоционального и художественно-интел­лектуального содержания процесса игры. В младших классах на первое место выдвигается эмоционально-художественное содержание игр, в средних классах соотноше­ние эмоционального и интеллектуального уравновешивается, в старших классах основным может быть художественно-интеллектуальное начало.

Считается, что для малышей наиболее эффектив­ны ролевые игры, для младших подростков сочетание ролевых, учебно-имитационных и деловых художественно-дидактических игр, для старшеклассников весь комплекс с приоритетом дело­вых и организационно-деятельностных игр. При этом и для старших школьников занимательное начало игры остается весьма значимым.

Поскольку роль игры столь велика на уроках ИЗО и в младшем школьном, и в подростковом возрасте, мы посвятили ей специальный параграф.

Уроки коллективной работы.В коллективной изобразительной деятельности происходит самостоятельное распределение детьми обязанностей, объединения усилий, осуществляется коллективный контроль и усиливается самоконтроль, проявляется стремление детей к согласованности действий, возникает у них дополнительная энергия, легче преодолеваются трудности и решаются сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.Важно, что устанавливается взаимная ответственность детей. Они оказывают друг другу помощь, сами корректируют свою деятельность.

Психологами, занимающимися проблемами коллективной работы, выделены три основные формы совместной деятельности: ”совместно-индивидуальная”, “совместно-последовательная”, “совместно-взаимодействующая”.

Первая характеризуется тем, что участники осуществляют работу индивидуально. Кроме того возможна реализация работы в паре. На завершающем этапе их работа становится частью общей композиции.

Вторая состоит в коллективном выполнении отдельных этапов работы, а третья – в совместном поиске творческого замысла и способов его воплощения. Совместная деятельность может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Выполняя свою часть работы, дети знают, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизаций творческих возможностей ребенка, с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Задание может выполняться двумя сидящими рядом учениками, группой в 3—6 человек или всем классом одновременно.

Популярно сочетание на уроках изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм работы. Это может осуществляться по-разному, в зависимости от поставленных педагогических задач и от тех возможностей, которые представляются для их решения тематикой уроков.

Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы школьников в процессе изобразительной, декоративной, конструктивной или искусствоведческой деятельности может быть множество. Они рождаются как результат совместного творчества учителя и детей.

Вместе с тем, при использовании коллективных форм работы необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны, а отсюда и привлекательности, к тому же при его неоправданном преобладании затрудняется процесс усвоения школьниками новых знаний и умений.

Хотелось бы обратить внимание на воспитательную ценность коллективной работы, так как рисунки, панно и проекты, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления помещений класса, школы. В этом случае рисование или конструирование приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на все стороны нравственного облика ребенка, а в школе создается эстетическая среда.

Различные попытки возможных объединений учащихся в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной работой учителя с коллективом и желанием осуществить индивидуальный подход к каждому ученику.

Все виды совместной деятельности станут педагогически оправданы лишь в том случае, если в процессе цель деятельности становится значимой для всех.

Уроки, различающиеся по целям обучения (уроки-познания, уроки самостоятельной работы, уроки-повторения и итоговые уроки) в практике преподавания ИЗО приобретают свою специфику. В процессе уроков-познаний учащиеся пополняют свой багаж новыми искусствоведческими знаниями и терминами, изобразительной грамотностью, техникой живописи (по-сырому, от пятна, лессировки и др.), графики (рисунок пером, гравюра на картоне, граттография и др.) художественной обработки материала: коллаж, витраж, мозаика и др. Изучение художественных технологий позволяет учащимся почувствовать материал, свободно использовать его выразительные возможности при создании творческих работ.

Очень часто на одном уроке необходимо достигнуть нескольких целей и узнать что-то новое, и повторить, и самостоятельно поработать. При этом главная цель урока формулируется, прежде всего, с учетом его ведущей учебной задачи.

Итоговые уроки ИЗО проходят интересно и своеобразно в форме праздников, конкурсов и внешкольных мероприятий с привлечением родителей, известных художников и других интересных людей.

Уроки по структурным единицам. Определение ти­пов уроков по структурным единицам органически объединяет дидактические задачи с организацией, содержанием и методами обучения.

Нетрудно заметить, что каж­дый подход к определению типов уроков строится на осно­вании какого-нибудь одного признака. В настоящее время при определении типов уроков методисты начинают учитывать раз­личные, признаки и в основу их характеристики берут струк­турные единицы. При таком подходе уроки рассматривают не изолированно друг от друга, а в виде серии и подразделяют на простые и сложные (комбинированные) типы.

К простым типам относят уроки, включающие в себя несколько однородных эле­ментов и посвященные выполнению одной дидактической цели, например уроки по изучению свойств гуашевых красок или бумаги (формированию умений сгибать бумагу, закреплению умений резать бумагу и т.д.).

К сложным (комбинированным) типам относят уроки, включающие в себя несколько неоднородных элементов и посвященные достижению нескольких дидактических целей. Например, уроки по изучению свойств бумаги и формированию навыков художественного конструирования, уроки по обучению приемам акварельной живописи и закреплению умений использовать восковые мелки и т. д.

На одном комбинированном уроке можно сочетать разные формы, например, начать с беседы, показать видео, потом провести конкурс, дать время на самостоятельную работу и подвести итоги в виде игры. В содержание комбинированных уроков можно включать разные виды художественного творчества (рисунок и живопись, аппликацию из ткани и графику, конструирование и декоративную работу и др.).

Структура уроков изобразительного искусства в средней школе имеет как общие компоненты со структурой уроков по другим предметам, так и свои специфические особенности. С одной стороны здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего за­дания, объяснение нового материала, самостоятельная работа уча­щихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Эти эле­менты урока имеют место во всех классах, но в различные годы обу­чения, да и в течение одного и того же года, количество времени, от­водимое на тот или другой элемент урока, может меняться.

С другой стороны – уроки изобразительного искусства следует проводить как театральное представление, имеющее свою драматургию и кульминацию. Для этого учителю необходимы специальные знания и умения. И здесь на помощь может прийти театральная педагогика. Учителю необходимо изучить некоторые приемы актерского мастерства, следить за тем, как он задает вопросы или отдает указания, как слушает учеников или оценивает их действия и т.п., так как зачастую именно в этом-то и реализуется собственно педагогика. Предлагается не театрализация учебного процесса, а новый взгляд на процесс общения на уроке. Это поможет учителю преодолеть многие трудности профессии и повысить свое педагогическое мастерство.

В последнее время стали популярны уроки-образы. Задачи учебно-педагогического характера (воспитательные, развивающие, познавательные) урока-образа решаются через художественную форму на художественном материале самого предмета «Изобразительного искусства». В процессе урока-образа познавательные задачи решаются через переживание содержательной стороны урока, то есть чувство увлеченности, сопереживания, вдохновения возникают у учащихся и учителя не только от содержания материала урока, самой программы, но и через форму предъявления и форму освоения этого материала. Задача такого урока не столько дать информацию, например, о жизни и творчестве художника, сколько вызвать интерес к нему у учащихся, потребность изучить его произведения, выражения собственного отношения к искусству.

Урок-образ не имеет обязательной нормативной структуры, он может выходить за рамки общедидактических требований. Его структура в основном зависит от авторов урока (учителя и учеников). Так же как в искусстве одна и та же идея, тема, проблема могут быть выражены по-разному у разных художников, в зависимости от личного отношения к ним автора, специфики его подчерка, стиля, художественного языка, особенностей времени, страны, в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными, то есть авторскими. По отношению к уроку-образу приемлемы такие понятия как драматургия урока, замысел, пролог, композиция, сюжет, кульминация, концовка и др. Структура образа-урока носит диалектически подвижный, открытый характер.