Основные источника и схемы энергоснабжения машиностроительных предприятий.

Машиностроение характеризуется средней энергоемкостью по сравнению с другими отраслями промышленности (черной металлургией, химической и нефтеперерабатывающей промышленностью и др.), поэтому машиностроительные предприятия снабжаются основными видами энергии, как правило, централизованно от энергетических предприятий общего пользования или от поставщиков твердого, жидкого либо газообразного топлива.

Электроэнергия. Наибольший удельный вес в энергопотреблении занимает электрическая энергия (более 1/3 всей потребляемой энергии). Электроснабжение машиностроительных предприятий осуществляется в основном от районных энергетических систем, реже — от собственных электростанций или электростанций смежных промышленных предприятий. Питание предприятий происходит от линий высокого напряжения (35, 110, 220 кВ). Это напряжение преобразуется на понизительных подстанциях завода до напряжения 6—10 кВ, а затем с помощью системы индивидуальных и коллективных трансформаторов — до напряжения, необходимого для данного оборудования.

Тепловая энергия. Тепловая энергия в виде пара и горячей воды поступает главным образом от тепловых сетей районной энергосистемы или городской ТЭЦ и в редких случаях — от собственных котельных. На машиностроительных заводах для получения носителей тепловой энергии широко используют вторичные энергоресурсы от высокотемпературных энергопроцессов (тепло отходящих газов нагревательных печей — для нагрева воды, горячая вода и пар, получаемые при водяном и испарительном охлаждении, — для отопления и т.д., используется также отработанный, так называемый мятый, пар от кузнечно-штамповочного оборудования).

Воздухоснабжение. Воздухоснабжение машиностроительных предприятий осуществляется децентрализованно, т.е. путем преобразования электрической энергии в сжатый воздух с помощью общезаводских или (в редких случаях) цеховых компрессорных установок. На заводе потребляется сжатый воздух: низкого давления (4-5 кгс/см2) — для вспомогательного пневматического оборудования и вспомогательных операций (пневматические зажимы, подъемники, обдувка штампов, резцов, изделий после промывки); среднего давления (6,6—7 кгс/см2) — для формовочных и ковочных машин, пневматических гайковертов, сверлильных и шлифовальных машин; высокого давления (10-13 кгс/см2) — для мощных паровоздушных молотов. Обычно для снабжения цехов сжатым воздухом низкого и среднего давления на заводе создаются отдельные воздушные сети, питаемые от самостоятельных компрессорных установок. Для снабжения сжатым воздухом высокого давления, потребляемого в сравнительно небольшом объеме, устанавливают цеховые дожимающие воздушные компрессоры, использующие сжатый воздух сети более низкого давления. Для выработки сжатого воздуха применяются поршневые и турбинные компрессоры. Первые более громоздки и менее производительны, но расходуют электроэнергии на 15—20 % меньше (на 1 м3 сжатого воздуха).

Водоснабжение. На предприятиях вода применяется для производственных и хозяйственно-бытовых нужд. Для технических целей (охлаждение, промывка, передача теплоты при низкотемпературном нагреве и т.д.) вода используется в большом количестве в литейных, кузнечных и термических цехах. На 1 т отливок расходуется до 30 м3 воды, на 1 т поковок — 60—80 м3. Как правило, используется вода из естественных источников (реки, водоемы, водохранилища и т.п.) и в виде исключения питьевая вода, которая применяется для хозяйственно-бытовых нужд (для приготовления пищи, питья, для душевых). Источник питьевой воды — городская водопроводная сеть. При организации водоснабжения особенно большое внимание необходимо уделять вторичному использованию промышленной воды и ее очистке при водосбросе в естественные источники.

Топливо. На машиностроительных предприятиях применяют все виды топлива — твердое, жидкое, газообразное. В качестве твердого топлива используют уголь и кокс. Последний является основным видом топлива при плавке чугуна в вагранках. В качестве жидкого топлива для нагревательных устройств применяется мазут, являющийся отходом нефтеперерабатывающего производства. Для средств механического транспорта используют дизельное топливо и бензин всех марок. В качестве газообразного топлива применяется природный газ — самое дешевое и экономичное топливо. Его использование позволяет