Восточнославянская Ц между Западом и Востоком. Осн факторы и предпосылки консолидации восточнославянских народов.

Одним из первых о существовании особого – славянского типа Ц заявил Данилевский. Освобождение южных славян (болгар) от турок, братья славяне, братство по вере. Основа славянского типа Ц – Россия. В России тоже были две версии о ней самой как о Ц:

Славянофилы утверждали, что Р. должна идти самобытным путем, поскольку ее культура, менталитет, историческое поведение не имеют ничего общего ни с З., ни с В. Концепция абсолютизирует «русскость» культуры, менталитета. Западники считали, что Р. по своим социокультурным истокам и менталитету тяготеет к З. И должна на него ориентироваться, когда речь заходит о попытках модернизации, о догоняющем разв страны. В 20-х г.г. 20 в.в. в среде русской эмиграции появил концепция, кот пыталась «примирить» первые две - евразийство. Ее сторонники утверждали, что Р. представляет собой специфический тип культуры – евразийский, связанный с ее географическим местоположением; истор судьбой, восточными и западными соседями. На авансцену истории попеременно выступали разл линии социокультурной ориентации: в период Киевской Руси – византийская, в столетия монголо-татарского ига – восточная, со времен Петра 1 – западная. При эт русская культура синтезировала все эти эл-ы.

Сорокин полагал, что Россия находится в проце самоопределения, она дрейфует в океане Ц.

Чехи, поляки, словаки, словенцы – южные и западные славяне уже больше сориентировались на Запад. И только сербы смотрят на Восток, т.к. они сейчас живут в конфронтации с мусульманским миром.

Восточнославянская Ц включает в себя ряд этносов. Но у них у всех есть общие черты: религия, история, культура, язык (понимаем друг друга без переводчика), эк связи (на протяжение нескольких столетий мы развивались в едином экономическом пространстве). Общие ценности, объединяющие нас: патернализм и эголитизм. Для нас в силу истор развития всегда оч важна роль г-ва. Мы готовы простить власти все, кроме слабости.

Восточная Ц чаще всего х-ся как традиционалистская, при эт обращ-ся внимание на соц-политич и духовные особ-ти данного региона. Среди последних отмечается господствующая авторитарно-административная система, х-ся высокой степенью зав-ти людей от властвующих структур и институтов. Данные обст-ва опред-т науч. и духовные ориентации вост. цив-ии. Раз-ие науч. знаний х-ось не ст-ко ростом теоретич. компонентов, ск-ко форм-ем практич-х, рецептурных приемов д-ти, неотъемлемых от индивидуального опыта исслед-теля. Восточнославянская цив-я, этносоциальную основу кот. сост. русский, бел. и укр. народы, обл.т кач-й спецификой, определяемой геополитическим расположением, веками складывавшимся укладом жизни, общей историей, общностью социально-психологического склада, близкими культурными ценностями. Среди этих ценностей – экосоциальные, ценности коллективизма, г-ва, соц справедливости, нестяжательства, веры, свободы и равенства и др. Многие из них в совр мире воспринимаются как анахронизм и свидетельство непрактичности, что не соответствует действительности. Эти ценности значимы для всего мирового сообщ-а, и, став связывающим звеном между Западом и Востоком, могут стать основой стабильности глобализирующегося мира. Но для этого сами восточнославянские народы должны осознать ценность восточнославянской Ц. Это один из главных факторов их консолидации. Республика Беларусь – составная часть восточнославянской Ц, своеобразие кот обусловлено ее истор наследием, национально-культурными традициями, геополитическим положением. Соврем Беларусь в своем истор самоопределении ориентирована на построение социально стабильного и вместе с тем динамично развивающегося общ-а, органично сочетающего в себе традиционные, прошедшие испытание временем ориентации на связи с братскими восточнославянскими народами, и современные векторы соц эв-ции, позволяющие включиться в общеевропейский эк, политический и культурный контекст в качестве равноправного партнера. Приоритетными ценностями в эт проце являются гос-венно-правовая стабильность, культурно-национальная идентичность, эффективная, социально ориентированная экономическая политика, свободный выбор пути развития, равноправное сотрудничество и взаимовыгодное партнерство.