Вопрос .Порядок создания и государственной регистрации банков

Все создаваемые в Российской Федерации кредитные организации, как юридические лица, подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация банков осуществляется в таком же порядке, как и всех прочих юридических лиц, органами Федеральной налоговой службы (ФНС). Для того чтобы получить право заниматься банковской деятельностью, банк должен получить лицензию на осуществление банковских операций.

Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование их деятельности - важнейшая составная часть системы банковского регулирования во всех рыночных странах. Посредством регистрации и лицензирования регулируется допуск различных организаций к операциям на финансовом рынке. Особенно жесткие требования предъявляются к тем организациям, которые выходят на кредитный рынок, т.е. к банкам. Практически во всех странах требуется особая регистрация создаваемого банка и получение разрешения на его открытие (лицензии).

Цель регистрации и лицензирования - не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей. В ходе регистрации и лицензирования подтверждается:

во-первых, правомочность учредителей банка на его создание (правомочность "выхода на рынок");

во-вторых, наличие у учредителей достаточных капиталов для обеспечения устойчивой работы банка;

в-третьих, квалификация и деловая репутация руководителей будущего банка.

В Российской Федерации требования к учредителям кредитной организации и ее руководящим работникам установлены федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Учредителями кредитной организации может выступать широкий круг физических и юридических лиц, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка). Юридическое лицо не может являться учредителем при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате. Юридическое лицо - учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, обладать достаточными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года.

С целью обеспечения надлежащего уровня управления кредитной организацией и снижения на этой основе рисков ее деятельности закон устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера создаваемых кредитных организаций в отношении образования, опыта работы в банковской системе, деловой репутации и др.

В Российской Федерации решение о регистрации кредитных организаций принимает Банк России, он же выдает лицензии на осуществление банковских операций. Общий порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности определен Законом "О банках и банковской деятельности". Детально процедура регистрации кредитных организаций регламентирована Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.04. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Процедура регистрации кредитной организации включает следующие основные этапы.

 

I. Учредители кредитной организации до подписания учредительного договора (договора о создании) направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации. Банк России в течение трех рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований.

II. Учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению весь необходимый пакет документов.

III. Территориальное учреждение Банка России рассматривает представленные документы и принимает соответствующее решение в срок, не превышающий четырех месяцев с даты их поступления. При наличии замечаний по представленным документам они возвращаются учредителям с письменным заключением. При отсутствии замечаний территориальное учреждение направляет в Банк России положительное заключение с приложением подлинных документов, представленных учредителями кредитной организации.

IV. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение всех необходимых для этого документов. При принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации происходит подписание свидетельства о государственной регистрации кредитной организации. Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по основаниям, указанным в статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивировано и сообщено учредителям кредитной организации в письменной форме.

V. Территориальное учреждение Банка России, получив свидетельство о регистрации кредитной организации и зарегистрированные учредительные документы:

- направляет учредителям уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов открываемого ей корреспондентского счета;

- вносит сведения о регистрации новой кредитной организации в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;

- выдает 1 экземпляр свидетельства о государственной регистрации кредитной организации и по 1 экземпляру ее учредительных документов председателю совета директоров или другому уполномоченному лицу кредитной организации.

Учредители кредитной организации должны оплатить 100 процентов ее уставного капитала, указанного в уставе, в течение одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации. Территориальное учреждение Банка России проверяет правомерность оплаты уставного капитала, подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100 процентов уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.