Выявление проблем как обоснование необходимости подготовки решения
Важнейший вопрос хозяйственной практики состоит в том, как предпринимательская структура может выявлять свои проблемы и как она их может решать. Каждое хозяйственное решение должно быть нацелено на какую-то проблему, а правильное ее решение — это такое решение, которое дает максимум выгод для хозяйствующего субъекта. Но определение цели, еще не формулировка проблемы, а без этого нет необходимости в решениях и действиях. Цели, которые часто пытаются достичь, бывают в ряде случаев недостаточно осознаны. Установление неправильных целей означает в то же время и решение неправильно сформулированных проблем, что может привести к гораздо большему расточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированных проблем.
Между тем для менеджера главная задача состоит как раз в том, чтобы дисциплинировать свои способности вырабатывать правильные суждения, правильно осмысливать реальные (а не взятые из заранее составленного переч-
Глава 13
ня) проблемы и постоянно нацеливать себя на управление, опережающее события. Выявление проблем в настоящем обеспечивает возможность прогнозирования проблем в будущем, а следовательно, предупреждать неожиданное появление проблем и увеличивать лаг времени для подготовки соответствующих решений. Поэтому выявление проблем является постоянно действующей функцией менеджмента в любой организации. Без этой функции невозможно осуществлять принцип постоянного совершенствования организационно-производственной системы.
В менеджменте понятие "проблема" используется для обозначения разрыва между желаемым состоянием (прежде всего целями) той или иной системы и ее фактическим состоянием, а само решение проблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих объективно существующих курсов действий (альтернатив), позволяющих перейти от наблюдаемого состояния к желаемому.
Управленческая проблема возникает тогда, когда задачи организации и индивидуальные цели в чем-то несовместимы друг с другом. Однако, как справедливо замечают исследователи, многочисленные факты свидетельствуют, что человеческие действия определяются потребностями и целями организаций куда больше, чем свободно принятыми решениями самого индивида.
С одной стороны, они принимаются с целью решения проблемы, а с другой, принятие решения довольно часто тоже непростая проблема управления для руководителя.
При существующем в настоящее время большом разнообразии процедур и моделей принятия решений возможны различные классификации задач. Рассмотрим основные критерии классификации, задач при решении возникающих проблем.
1. Важность проблемы для организации. Важная проблема требует большей четкости, организованности в подготовке к принятию решений, созданию эффективного контроля, согласованности между подразделениями, участвующими в ее решении.
2. Временной аспект решения проблемы. Решение для срочной проблемы, как правило, принимается в условиях большей неопределенности по сравнению со вторым случаем. Если проблема не требует быстрого решения, то иногда целесообразно накопить необходимую информацию для принятия наилучшего решения.
3. Предварительная оценка эффективности решения проблемы.
В случае заведомо незначительного эффекта целесообразно бывает не производить большие затраты на поиск информации, оценку возможных решений, поскольку даже не самое лучшее решение не дает большого проигрыша. В случае ожидаемого значительного эффекта процедуру принятия решений необходимо продумывать особенно тщательно.
4. Условия принятия решений, определяемые состоянием внешней и внутренней среды: определенность, риск, неопределенность и противодействие.
5. Характер принятия решения: индивидуальный или коллективный.
Подготовка и принятие управленческого решения
6. Характер модели проблемной ситуации: точная или приближенная. Как правило, проблемная ситуация описывается приближенной моделью достаточно простой, чтобы ею можно было воспользоваться. В случае важных проблем (или когда решение дает заведомо большой эффект) необходимо довольно точно описать ситуацию. Найденное оптимальное решение должно быть наилучшим для некоторой идеализированной проблемы, выраженной в модели. Часто бывает целесообразнее найти рациональное, хотя и не всегда наилучшее, решение для реальной проблемной ситуации, чем тратить усилия на поиск оптимальных решений для неразрешимых проблем.
7. Уровень формализации процесса принятия решения. При принятии решений немаловажную роль играют такие неподдающиеся формализации факторы, как: компетентность, объективность, авторитетность источника информации, психологическое состояние, влияние традиций, моральные нормы.
8. Кратность принятия решения: однократная или многократная процедура. Однократные решения, как правило, проявляются на длительном отрезке времени и вызывают большие последствия. Очень часто комплексные задачи являются задачами принятия однократных решений. Многократные решения, в свою очередь, делятся на периодические и непериодические.
9. Вид принимаемых решений: программные или непрограммные. Для повторяющихся или однотипных проблемных ситуаций, возникающих перед организацией, как правило, разрабатываются стандартные правила, инструкции.
Для классификации проблем и связанных с ними решений принципиальное значение имеет их отнесение к стандартным (рутинным) проблемам, которым соответствуют программируемые решения, и нестандартным (творческим) проблемам, которым больше отвечают решения непрограммируемые.
К программируемым решениям относятся такие решения, которые уже известны из прошлого опыта (или известен четкий алгоритм их получения) и сразу применяются или же рассчитываются по заданному алгоритму при возникновении стандартных и хорошо структурированных ситуаций. В отличие от этого выработка непрограммируемых решений требует новой информации, поиска ее нестандартных комбинаций, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т. п. Этот момент особенно важен для выбора правильных методов поиска решений проблемы, для анализа и обоснования решений.
Отнесение проблемы к тому или иному классу ее решений зависит от того, какова степень влияния неопределенности на эти ее элементы. Если проблема настолько ясна, что известны не только ее цели, альтернативы, затраты, критерии, но и само наиболее рациональное решение, то она является стандартной и к ней могут применяться шаблонные правила принятия решений.
Если перечисленные элементы проблемы в основном ясны настолько, что они могут быть описаны не только качественно, но и количественно, но выбор решения из многих вариантов довольно сложен, то его принятие — это предмет исследования экономико-математичекого моделирования. Именно по стан-
Глава
дартным и хорошо структурированным проблемам могут быть выработан: программируемые решения. Кроме того, различают слабоструктурировш ные и неструктурированные проблемы. В слабоструктурированных пробле мах цели, альтернативы, критерии, затраты известны лишь частично и и: приходится выявлять при постановке и анализе проблем. Методом, помогаю щим решать эти проблемы, является системный анализ.
Наиболее сложными проблемами, как показывает опыт, являются неструктурированные проблемы, возникающие тогда, когда неясна сама их сущность, а цели являются неопределенными, альтернативы их достижения требуют поиска, при этом критерии оценки неоднозначны и одновременно противоречивы. В решении таких проблем наиболее важную роль могут играть субъективные суждения руководителей и квалифицированных специалистов-экспертов.
Следует подчеркнуть, что между перечисленными классами проблем не существует четкого различия. Многие новые проблемы первоначально выступают как неструктурированные и слабоструктурированные, но по мере их анализа превращаются в проблемы хорошо структурированные и даже стандартные. Каждая хозяйственная организация постоянно имеет дело с различными классами проблем, соотношение которых может различаться в зависимости от объективных условий ее деятельности и других факторов, определяющих степень неопределенности, с которой она сталкивается. В большинстве случаев организация является развивающейся системой, в которой возникают новые потребности, видоизменяются старые требования, появляются новые возможности удовлетворения потребностей, т. е. так или иначе появляются новые проблемы, которые требуют новых творческих решений.
В зависимости от характера проблемы ее поиск может быть: механистическим (нахождение данных в имеющемся массиве документов); аналитическим (получение необходимой информации путем аналитической обработки определенных данных); творческим (конструирование новой информации на основе сравнений и ассоциаций, логических процессов, замены ранее имеющихся представлений новыми и т. п.). При этом организация под давлением постоянно возникающих проблем стремится сэкономить свои творческие, вычислительные, информационные ресурсы на решении каждой данной проблемы, с тем, чтобы успеть найти и обосновать решение других проблем. Уровень затрат этих ресурсов зависит от степени важности и дороговизны самой проблемы для организации.
Что касается самого процесса поиска решения проблем, то здесь заслуживают внимания два положения. Первое — организационный поиск зависит от прошлого опыта, образования персонала, наличия информации, стиля принятия решений, сложившегося в организации и т. п. Второе — в процессе поиска осуществляется организационное обучение, оно касается установления целей, подлежащих достижению, выявления сфер, в которых может существовать решение проблем, развитие системы информации, совершенствование самих правил поиска и т. д. Для того чтобы разрешить выявленную
Подготовка и принятие управленческого решения
проблему, требуются соответствующие решения и действия. А так как предугадать все проблемы невозможно, не всегда можно предсказать и соответствующие решения, которые в свою очередь являются частью целостной системы решений. Принятие решений представляет собой тоже проблему, хотя при поверхностном рассмотрении принятие решения представляется просто задачей сбора фактов, проводимого таким образом, что их анализ по существу автоматически ведет к правильному решению. Тем не менее принятие решений обычно носит более сложный характер. Многие важные решения зачастую приходится принимать при дефиците достоверных фактов, поэтому они чаще всего принимаются интуитивно. Принятие решений заслуживает всестороннего изучения, так как успех компании может в большей мере зависеть от качества принимаемых решений. Время, когда принимаются управленческие действия — до возникновения проблем (опережающее управление) или после того, когда они проявляются со всей силой (пожарное управление), является исключительно важной характеристикой стиля деятельности современного менеджера.
Термин "опережающее управление" применяется для описания ряда аналитических приемов устранения неопределенностей, с которыми сталкиваются управляющие при выяснении и решении проблем. Проще всего анализировать проблемы управления, исходя из разных временных форм.
Прошлое. Управляющие находятся в океане событий — продуктов прошлого. Положение на сегодня — это всегда накопленный результат предыдущих событий. Определяя направления работы для настоящего и будущего, управленец должен понимать, почему же возникла та или иная ситуация. Процесс, с помощью которого можно разобраться в этом, называется "Причинно-следственный анализ". Основные вопросы при этом такие: "Почему это случилось?" и "Что вызвало подобную ситуацию?". Целью причинно-следственного анализа является прежде всего определение проблемы с точки зрения выявления тех реальных причин, которые породили ее как разрыв между желаемым и действительным.
Настоящее. Управляющие живут в настоящем и им необходимо контролировать события, происходящие в пределах их ответственности. Они сознают необходимость должным образом оценивать события и принимать решения для того, чтобы обеспечить достижение желаемых результатов. Этот процесс называется "Принятие решения". Центральный вопрос состоит в следующем: "Куда двигаться дальше?" Здесь термин "принятие решения" применяется в узком смысле, не как общая основа построения поведенческой теории принятия решений, а всего лишь как процесс анализа и решения проблем в ситуации, когда успех дела зависит прежде всего от правильной оценки последствий тех или иных альтернатив. В данном случае акцент смещается на действие, на его сопоставление с будущим.
Будущее. Руководителей все больше заботит то, как же контролировать будущие события и действия. Для большинства эффективных организаций характерна ориентация скорее на искусство опережения, чем на искусство
Глава
реагирования. Умение успешно реализовать на практике планы работ такл важно, как и способность их разрабатывать.
Действия по осуществлению плана включаются в процесс "Анализ ши на". Ключевые вопросы здесь такие: "Что случится по мере продвижения цели?" и "Как можно обеспечить успех реализации плана?"
Главная задача анализа плана в контексте опережающего управлени состоит в сосредоточении усилий на процессе практической реализации то] альтернативы, которая выбрана для решения конкретной проблемы. Здес: речь идет скорее не о плане как совокупности показателей, которые должнь быть достигнуты, хотя формулировка желаемого конечного результата — обя зательное условие такого рода планирования, а о программе действий как с последовательности мероприятий по достижению этого конечного результата. В процессе анализа плана выявляются потенциальные проблемы как факторы отрицательного свойства и потенциальные возможности как факторы положительные, которые могут ожидаться руководителями в ходе реализации плана. Подобная проработка этих аспектов деятельности по решению проблем и принятию соответствующих решений является одной из наиболее сильных сторон процесса опережающего управления.
Прошлое, настоящее и будущее, вместе взятые. Хотя классификация процессов во времени и полезна, она не всегда реалистична, потому что многие проблемы возникают в результате запутанных ситуаций. В таких случаях руководители сталкиваются с комплексом проблем, существующих во всех трех временных измерениях и они должны оценить ситуацию для того, чтобы знать, где и как начать действовать. Используемый здесь процесс называется "Обзором ситуации". Результатом его является подробный перечень приоритетов по проблемам, требующим активных управленческих действий. С точки зрения общего процесса решения проблем и принятия решений он должен осуществляться (хотя это и не всегда необходимо) на начальных стадиях постановки проблем. Если при причинно-следственном анализе главное состоит в выявлении факторов, породивших проблему, то при обзоре ситуации главное — это правильное формулирование проблемы, вычленение ее из перечня других смежных проблем. Обзор ситуации целесообразен тогда, когда проблем несколько и все они связаны с решением ряда задач, и руководителю приходится определять, каковы приоритеты решения этих задач, насколько задачи важны, какова их срочность, каковы тенденции развития проблем и ожидаемых последствий. Обзор ситуации связан и с определенным распределением имеющихся возможностей для решения проблем, когда выявляется, за что специалистам взяться сначала, а за что потом, чтобы не распылять свои силы.
В заключение можно сделать такие обобщения и выводы. Успешная организация предпринимательской деятельности предполагает наличие у менеджеров способности вырабатывать правильные суждения, правильно описывать реальные, а не взятые из заранее составленного перечня проблемы и постоянно нацеливать себя на управление, опережающее события. Выявле-
Подготовка и принятие управленческого решения
ние проблем в настоящем создает возможность прогнозирования проблем в будущем и соответственно, предупреждать неожиданное появление проблем, увеличивая лаг времени для подготовки соответствующих решений. Поэтому, выявление проблем есть постоянно действующая функция менеджера в любой организации.
Современный этап развития предпринимательства характеризуется усилением тенденции к увеличению нестандартных, неструктурированных проблем, решение которых связано с выработкой непрограммируемых решений, требующих новой информации, поиска их нестандартных комбинаций, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т. п. Этот момент особенно актуален для правильного выбора методов поиска проблемы, для анализа и обоснования решений в условиях перехода к рыночно регулируемой экономике.
В зависимости от характера проблем (срочные — несрочные, программируемые — непрограммируемые) их поиск может быть механистическим, аналитическим, творческим. Особенность здесь такова, что проблемой является не только сама возникшая ситуация, но и выработка и принятие правильного решения задачи. При выяснении причины возникновения разрыва между желаемым состоянием объекта управления и его фактическим состоянием (или отклонением от запрограммированного хода событий) не обойтись без причинно-следственного анализа.