Оценка энергопотребления электроприводами
Наибольшее количество энергии на производстве потребляют, как известно, электродвигатели. Кроме приводов станков и механизмов, многообразие которых зависит от характера производства, практически на всех производствах электродвигатели применяют для приведения в движение вентиляторов, насосов, лифтов, конвейеров и компрессоров.
В общем случае электропривод состоит из двигателя, управляющего устройства, передаточного и рабочего механизмов. При определении количества энергии, которое потребляют электродвигатели, следует учитывать некоторые особенности.
Номинальная мощность электродвигателей обычно указана на его информационной табличке.
Продолжительность работы электропривода определяется в сумме по всем режимам работы (как в установившемся, так и переходном режимах с разными скоростями и нагрузками на валу), включая работу «холостого хода».
Коэффициент средней загрузки можно вычислить приближенно по соотношению среднего и номинального тока, если показания тока нагрузки контролируются в журнале.
С достаточной степенью достоверности коэффициент средней загрузки электропривода определяется в результате наблюдения за его рабочим циклом. Проиллюстрируем эту процедуру на примере работы компрессора.
Рассмотрим поршневой воздушный компрессор, который, обеспечивая давление 0,7 МПа в системе сжатого воздуха, может работать в трех режимах в зависимости от разбора сжатого воздуха потребителями. В режиме «полная нагрузка» компрессор работает на номинальной производительности и в соответствии с паспортными характеристиками должен потреблять 120 кВт электрической энергии в час. В режиме «половина нагрузки» потребляемая мощность составляет 73 кВт. В режиме «без нагрузки» – 34 кВт.
Аудитор фиксирует время работы компрессора в разных режимах (смену режима можно различить по характеру шума и изменению давления воздуха). Наблюдение производиться на протяжении приблизительно двадцати минут в условиях нормальной работы. Результаты замеров внесены в карту наблюдений:
Нагрузка | ∑ | ||||||||||||||||||||
100 % | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
50 % | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
0 % | + | + |
По результатам наблюдений и на основании данных завода-изготовителя компрессора можно составить следующую таблицу, см. табл. 5.3.
Режим работы компрессора | Мощность двигателя, кВт | Производительность компрессора, м3/мин | Общая длительность работы в режиме, мин | Доля в суммарной продолжительности работы, % |
Полная нагрузка | ||||
Половинная нагрузка | ||||
Без нагрузки | ||||
Всего |
Коэффициент средней загрузки может быть определен по расчету сред - ей мощности двигателя:
Рср = (12 кВт ∙ 6 мин+73 кВт ∙ 12 мин+34 кВт ∙ 2 мин)/20 мин = 83,95,
отсюда
kз = Рср/Рном = 83,95/120 = 0,7.
Арифметически в общем случае коэффициент средней загрузки определяется отношением средней рабочей производительности электропривода к произведению номинальной электрической мощности и среднего коэффициента полезного действия электропривода.
Средняя рабочая производительность электропривода – это полезная механическая работа, совершаемая рабочим механизмом в единицу времени (отношение выполненной работы к продолжительности работы электропривода в течение года).
Средний (цикловой) коэффициент полезного действия электропривода равен произведению отдельных средневзвешенных КПД двигателя, управляющего устройства, передаточного и рабочего механизмов, исчисленных с учетом энергозатрат каждого режима работы и его суммарной длительности в течение года. Таким образом, КПД электропривода зависит:
- от характеристик двигателя и рабочего механизма;
- от соответствия этих характеристик друг другу;
- от способа передачи механической энергии;
- от способа регулирования производительности рабочего механизма.
По результатам данных стационарных и переносных приборов о расходах электроэнергии составляются балансы потребления электроэнергии.