Рекомендации по организации самостоятельной работы

Одной из важнейших составляющих учебного процесса является самостоятельная работа студента над дисциплиной. Самостоятельная работа студента состоит из трех элементов:

1.Поиска литературы и составления библиографии (эта работа в определенной мере облегчена, т.к. в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины уже подобрана основная и дополнительная литература по дисциплине и ее отдельным темам).

2.Работа с источниками и составление конспекта прочитанного материала для подготовки выступлений и решения задач на, практических занятиях или написания курсовой (дипломной) работы.

3.Написание курсовой или дипломной работы (об этом см. следующие разделы рекомендаций).

Рациональная организация самостоятельной работы требует плановости, систематичности, регулярности и, прежде всего, настойчивости и инициативы самого студента, т.к. она организуется им самим во время внеаудиторных занятий.

Студент, зная расписание занятий в целом и по данной дисциплине в частности, должен так спланировать свою работу, чтобы изучение данной дисциплины происходило равномерно и не в ущерб другим дисциплинам. Например, подготовка к работе на практическом занятии должна происходить не накануне, а в течение недели, постепенно, каждый день, прорабатывая вопрос за вопросом. При этом студенту необходимо учесть, что если он, скажем, будет пользоваться услугами Публичных библиотек города, то заказывать литературу там надо заранее, т.к., как правило, за редким исключением, процесс заказа и выдачи литературы в публичной библиотеке занимает несколько часов, а то и дней, в зависимости от ее загруженности.

После получения литературы начинается один из важнейших элементов самостоятельной работы – работа студента с литературой. От умения работать с литературой зависит успех учебы в целом, т.к. эффективность восприятия материала на слух на лекциях, как показывают исследования и практика преподавания, довольно низкая. В учебной рабочей программе в разделе учебно-методического обеспечения дисциплины приведены списки основной и дополнительной литературы.

В данный список включены одни из самых последних учебников и учебных пособий по дисциплине, а также монографии отечественных и зарубежных авторов по тем или проблемам менеджмента в социально-культурном сервисе и туризме и основам менеджмента в целом.

В список основной литературы включена, прежде всего, учебная литература, в то время как среди дополнительной можно встретить и монографические работы как по дисциплине в целом, так и по отдельным ее проблемам. И еще. Данная подборка литературы сделана для сокращения времени поиска студентом необходимых учебников или монографий, что не освобождает его от поиска новой или специальной литературы по той или иной проблеме. Большой популярностью сегодня пользуется электронная литература, размещаемая на сайтах библиотек социально-экономической литературы, например: www.aup.ru;www.allbest.ru и многих других.

Данная и самостоятельно найденная литература необходима студенту, прежде всего для самостоятельного изучения дисциплины, подготовки к практическому занятию и написания курсовой или дипломной работы.

Начиная работать с литературой, студент, прежде всего, должен определиться с целью, для чего он собирается с ней работать, т.к. от цели и психологической установки зависит характер последующего чтения и работы с источником.

Психологи и педагоги выделяют пять типов чтения: сюжетный (обычно используется при чтении художественной литературы); фиксирующий или регистрирующий, когда текст прочитывается полностью, но при этом непонятые фрагменты пропускаются, что делает такой тип чтения не очень продуктивным; разъясняющий или осмысляющий – отличается от предыдущего тем, что непонятые места не пропускаются, а, наоборот, разъясняются и осмысливаются засчет того, что к ним возвращаются и, если необходимо, читается дополнительная информация, чтобы прояснить для себя данный фрагмент; критическое чтение – является углублением предыдущего типа в смысле критического восприятия фрагментов, аргументация или доказанность которых, по мнению читающего, является спорной.

Данный тип чтения предполагает интеллектуальную самостоятельность читающего, наличие у него устойчивых убеждений, глубоких знаний и опыта; и, наконец, пятый тип – творческий, отличающийся от предыдущего тем, что отдельные места текста не просто воспринимаются критически, а вместо них читатель высказывает собственные мысли, которые у него возникают по ходу чтения. Это, безусловно, самый продуктивный тип чтения, сопровождающийся зачастую записями, когда на одной половине страницы (чаще всего левой) студент выписывает цитату из прочитанного текста, а против нее на правой половине страницы пишет свои соображения по поводу данной мысли.

Данным конспектом студент может пользоваться при выступлении на практическом занятии и, естественно, при написании курсовой (дипломной) работы. Современная техника упрощает работу студентов с текстом, поскольку сегодня уже не обязательно делать выписки от руки, а можно отсканировать или отксерокопировать те или иные цитаты из учебника или монографии, чтобы сэкономить время на их обработку в последующем.

Результатом чтения учебной и монографической литературы должен стать конспект прочитанного материала, который может быть в форме плана, тезисов, цитат – выписок, в форме подробных записей прочитанного, с отражением собственных мыслей на полях.

Прежде чем составлять конспект читаемого материала, студенту рекомендуется сделать библиографическую запись о прочитанной книге, которая включает в себя: ФИО автора, название учебника или монографии, место и год издания, общий объем книги. А когда студент будет делать выписки из прорабатываемого источника, то обязательно указывает страницы, откуда взят законспектированный материал.