Теория современного общества Франко Ферраротти

Среди наиболее значимых работ следует назвать следующие: <Трактат о социологии> (1968), <Альтернативная социология> (1972), <Последний урок: Критика современной социологии>

(1999). Для понимания его теории современного общества наиболее значимыми являются его работа <Миф о неизбежном прогрессе> (1985) и работа <Пять сценариев для 2000 года> (1986).

Подход Ф. Ферраротти к современному информационному обществу во многом определяется его критикой культуры, фактически осуществляемой в русле критической социальной философии франкфуртской школы. Его теория информационногообщества состоит из двух частей: 1) теоретического описания наличного социального состояния и 2) из проективных моделей общества, возникновение которых возможно при условии возобладания какой-либо из наличных тенденций развития.

Социальная информация: новые формы власти и доминирования

В соответствии с традицией веберовской методологии Ф. Ферраротти рассматривает организационные отношения как первичные в информационном обществе. Это верно как для отдельных социальных сфер, например, сферы труда, так и для общества в целом.

Основной формой социальной организации в информационном обществе для Ф. Ферраротти выступает корпорация. Технократическая корпорация агрессивно устанавливает свою власть, навязывает все более жесткое взаимодействие и интеграцию своим членам, манипулирует каналами производства и потребления, создает новые формы неравенства и привилегии.

Основу такого функционирования составляет информация. Накопление знания и информации необходимо для осуществления власти и принятия решения. Владеть информацией значит обладать властью. Причем речь идет не просто об информации, как подчеркивает Ферраротти, а о социальной информации.

Понятие <социальная информация> является ключевым понятием в теории информационного общества Ф. Ферраротти. Социальную информацию нельзя путать с коллективной информацией - миром коллективных знаков и сообщений средств массовых коммуникаций и других знаков нашего повседневного опыта. <Социальная информация - это такая информация, которая охватывает все политические и социально значимые темы, относящиеся к взаимодействию граждан и институтов. В этом смысле вполне правомерно утверждать, что социальная

информация относится и входит в само понятие власти. Тот, кто контролирует систему социальных коммуникаций, тот осуществляет власть и влияние. Поиск информации является выражением активной социальной политики. Отсутствие информации означает неучастие в системах принятия решения и организации, т. е. оборачивается отчуждением.

Прямым следствием такого процесса является возникновение новых форм эксплуатации, а также манипулирование посредством внушения нереальных надежд и потребностей, создание потребителя. Современная власть эксплуатирует и угнетает не посредством некоторых прямых действий, которые могут быть объективно и логически оценены на основе предполагаемых действий и реально полученных результатов, - она угнетает, игнорируя, отказываясь вмешиваться, предпринимать действия. Быть отчужденным для индивида или группы означает не только оказаться <на краю>, быть подконтрольным или лишенным влияния. Быть отчужденным предполагает также потерю личностной идентичности и сведение своей личности к набору ролей в системе обмена и организации. Отчуждение включено также в потребительское поведение, диктуемое не личными запросами и потребностями, но рекламой и интересами производителя, поведение на производстве, при котором физические и умственные рабочие затраты не сбалансированы их восстановлением вне работы и т. п. Главный социальный конфликт информационного общества касается всего общества, а не каких-то его сегментов. Он формулируется как борьба за право самоопределения человека перед лицом глобальных социальных структур, как самозащита, как защита своего я и своей идентичности.

Ферраротти выделяет типы и уровни социальной информации, на которых осуществляется современная эксплуатация путем лишения человека этой информации. 1) Информация, касающаяся служб социального обеспечения и страхования. Роль этой информации чрезвычайно высока, особенно в каждодневной жизни: она касается взаимодействия граждан и институтов,

предоставляющих соответствующие услуги. 2) Информация, касающаяся сферы рационального социального действия, создания средств, необходимых в данном обществе для реализации поставленных индивидом целей. 3) Информация, касающаяся рационального планирования и социального изменения на надиндивидуальном уровне.

Политическая власть как таковая, утверждает Ферраротти, должна быть коллективной функцией, а не исключительной прерогативой отдельных политиков, групп или классов. Этот процесс постулирует новые ориентации в культуре и ценностной системе. Социальная информация, связанная с процессом коллективного социального и политического планирования и изменения, необходима для того, чтобы: 1) защитить общественные инициативы от деструктивного влияния бюрократии; 2) гарантировать эффективность <давления снизу> не путем декларации лозунгов или создания эмоционального кризиса, а через создание локальных автономных общественных институтов, которые обеспечат участие простых людей в процессе социальной трансформации, особенно повседневной жизни; 3) обеспечить такие условия, чтобы политические решения и изменения были согласованы с интересами граждан и последние могли контролировать время и ритм социальных изменений, предохранять себя от влияния авторитарных или патерналистских

тенденций. Ферраротти считает, что модель социального изменения и программирования должна быть такой, чтобы <конструктивная природа> технических и экономических моментов существенным образом определялась социальными моментами, говоря иначе, <участием народа>.

<Участие народа> в принятии социальных и политических решений является необходимым императивом в рамках информационного общества. В теории Ферраротти этот императив

увязывается с его концепцией <конца автоматического прогресса> и критикой технократической идеологии.