Философия и ее роль в обществе.
Ф. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе
мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф.
не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что
предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания.
Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его
локализации составл. его специф. особенность. Ф. возникла с перенесением
основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека,
познающего, преобразующего и творящего мир. Античная ф. включала в себя нек.
состав научного знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже
в ант. говорилось о онтологии - учении о бытии и о гносеологии - учении о
познании, и о логике - учении о формах мышления. Все ф. вопросы затрагивают
одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и
субъективного, мира и человека. Большая многоплановая проблема “мир-человек”,
по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая
формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она
может быть в опр. смысле названа осн. вопросом ф.
Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом
и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм
мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного
сознания, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную
дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития
человечества.
Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-
Человек». Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в
целом и отношении человека к этому миру. 2) как комплекс принципов познания,
как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций
философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к
бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны –
предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей
человеческой культуры.
Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в
целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем
мировоззрение не бывает.