Теория идеологии.

Мангейм известен различием, которое он проводил между двумя системами идей — идеологией и утопией. Идеология стремится скрыть и сохранить настоящее с точки зрения прошлого. Идеология – “духовное образование”, складывающееся у правящей группы как теоретическое обоснование определенной социально-политической ситуации Утопия, напротив, стремится переступить че­рез настоящее, фокусируясь на будущем. Конфликт между идеологиями и утопия­ми выступает вездесущей реальностью в обществе.

Анализируя массовое общество, Мангейм приходит к выводу, что оно демонстрирует множество религиозных вероисповеданий и политических идеологий. Идеологии играют громадную роль в массовом обществе, но их одновременное сосуществование порождает <кризис оценок>.

Манкгейм выделяет частичную и тотальную идеологию. О понятии частичной идеологии мы говорим в тех случаях, когда это слово должно означать, что мы не верим определенным «идеям» и «представлениям» противника, ибо считаем их более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует его интересам.

Оба понятия идеологии превращают «идеи» в функции их носителя и его конкретного положения в социальной сфере. Различия идеологий:

А. Если понятие частичной идеологии рассматривает как идеологию лишь часть высказываний противника, то понятие тотальной идеологии ставит под вопрос все мировоззрение противника, стремясь понять и эти категории, отправляясь от коллективного субъекта.

В. Понятие частичной идеологии производит функционализацию лишь на психологическом уровне.

С. В соответствии с этим различием понятие частичной идеологии связано обычно с психологией интереса, понятие тотальной идеологии использует в первую очередь формализованное понятие функции, направленное на постижение объективных структурных связей.

Учение об идеологии ставит перед собой задачу разоблачать более или менее осознанные ложь и маскировку, применяемые отдельными группами людей, в первую очередь политическими партиями. Социология знания рассматривает не столько те случаи, когда более или менее осознанная воля ко лжи или маскировке подлинной ситуации направляет высказывания данного лица в определенную сторону, сколько те, где общественная структура со всеми ее феноменамидолжнабыть воспринята различным образом наблюдателями, помещенными в различных пунктах этой структуры.


Последняя треть XX в. - начало XXI в. как особый период социального развития (основные социальные трансформации конца 60-х - начала 70-х годов XX в.) и как новый этап становления социологической теории.

 

Конец 60-х начало 70-х годов стали периодом резкой социальной трансформации всех современных обществ и их подсистем экономики, культуры, политики, системы социальных отношений.

1. Телекоммуникационная революция дала старт совершенно новому этапу в общем процессе социального и экономического развития. Она привела к изменению природы труда, росту безработицы, изменению структуры занятости. По Тоффлеру, наиболее важными из всех типов безработицы являются структурная и информационная. Сегодняшняя безработица это безработица среди благосостояния. Выходом из ситуации может служить развитие сферы обслуживания.

2. Радикальным образом трансформируется экономическая подсистема и вся сфера труда. Возникают новая система профессиональной дифференциации, новые профессии, новые навыки и знания, изменяются системы организации труда и управления => поиск новых форм организации трудовой деятельности, связанной не только с принципами их рыночной эффективности, но и с реализацией смысла и значения самого труда. Контркультурное движение отрицало имперсональный, отчужденный, дегуманизированный труд. Труд должен быть осмысленным, человек должен отвечать за свой труд и его результаты. Необходима перестройка трудовых отношений. Основным критерием трудового процесса должна быть не прибыль, а реализация талантов людей.

3. Претерпевает существенные изменения сфера социального конфликта.

4. Подвергаются критике, меняются содержание и смыслы базовых социальных институтов семьи, труда.

5. Формируются новые стили жизни, образцы потребления, жизненные ориентации. => поиск новых форм организации социальной жизни и деятельности, экспериментированием в формах семьи, стиле жизни, организации труда, досуга, созданием альтернативных систем ценностей и идеологий, новых смыслов. Развернулась сексуальная революция. наблюдается появление <постматериалистической> системы ценностей и жизненных ориентаций, альтернативных стилей жизни, рост массовых молодежных движений и идеологий.

6. Претерпевает изменение весь нормативно-ролевой комплекс.

7. Экономический прогресс последних десятилетий резко поднял уровень жизни и качественно изменил жизненные стандарты. Это привело к возрастанию автономности личности и увеличению значимости далеких от труда измерений жизни.

Занятость стала проблемой для современных обществ, как показали процессы 70-х 80-х годов. Социологи заговорили о «конце труда», о конце «трудового общества». <Трудовая природа> социальной реальности уходит в прошлое и на смену ей приходит <информационная природа> социальной реальности.

Благодаря новым технологиям общества производят все большее богатство, затрачивая на это все меньшее количество труда. Растет не просто число <потенциально безработных>, растет число людей, не имеющих <постоянного места> в обществе. . Речь идет об утрате последних опор социального порядка в виде системы классов, корпораций, устойчивых профессиональных идентичностей, которые оформляли жизнь человека и выступали в виде системы ориентаций. Речь идет о процессе становления <социального беспорядка>.

Целью стало создание теории общества, в рамках которой все эти новые явления получили бы свое место и объяснение. Были разработаны теории постмодерна как радикально нового качественного состояния общества, эпохально отличающегося от обществ периода с конца XVIII по конец XX веков.