Социология знания и теория идеологии Карла Мангейма

 

Карл Мангейм (1893-1947) Родился в Венгрии, потом Мангейм был вынужден переехать сначала в Германию, а потом — в Англию. Испытал влияние идей Маркса, Вебера, Зиммеля, Лукача. Взгляды Мангейма противоречивы и менялись в течение жизни.

 

«Идеология и утопия», «Диагноз нашего времени»

 

Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Социология знания стремится понять мышление в его конкретной связи с исторической и социальной ситуацией, в рамках которой лишь постепенно возникает индивидуально-дифференцированное мышление. Люди мыслят в определенных группах, которые разработали специфический стиль мышления в ходе бесконечного ряда реакций на типичные ситуации, характеризующие общую для них позицию. Индивид участвует в процессе мышления, возникшем задолго до него, находит сложившуюся ситуацию и обнаруживает в ней уже сформированные модели мышления и поведения.

Конкретно существующие формы мышления не вырываются из контекста того коллективного действия, посредством которого мы в духовном смысле открываем мир. Индивиды действуют совместно – друг с другом и друг против друга – в различных по своей организации группах и, совершая эти действия, мыслят друг с другом и друг против друга. Эти связанные в группы индивиды стремятся в соответствии с характером и положением группы, к которой они принадлежат, либо изменить окружающий их мир природы и общества, либо сохранить его в существующем виде.

В качестве теории она стремится поставить и разработать учение о так называемой «экзистенциальной обусловленности знания», в качестве историко-социологического исследования - проследить эту «обусловленность» применительно к различным содержаниям знания в прошлом и настоящем.

 

Маннгейм подчеркивает, что его теоретический вклад в социологию знания разделяется на две части:

1. самостоятельный вклад, включающий «чисто эмпирические исследования посредством описания и структурного анализа реального влияния социальных взаимоотношений на мышление»,

2. эпистемологическое исследование влияния этих взаимоотношений на действительность

 

В Англии, начиная с 1930-х гг., Карл Мангейм разрабатывал различные теоре­тические идеи социологии знания. Социология «стремится с самого начала толковать индивидуальную активность во всех сферах в контексте группового опыта». Социология знания — теорию социальной или экзистенциальной обусловленности мышления. Социология знания изучает взаимоотношения между мышлением и обществом и относится к социальному познанию. Познание с самого начала является общим процессом групповой жизни, в котором каждый открывает свои знания в структуре общей судьбы, общей деятельности, преодолевая общие трудности

Для Мангейма знание определяется су­ществованием в обществе.

Маннгейм различал два подхода к объектам культуры и интеллектуальным явлениям. Они могут быть поняты как бы изнутри таким образом, чтобы их имманентные значения открылись исследователю; второй подход как бы извне, как отражение социального процесса, в который неизбежно включен каждый индивид.

Маннгейм считал, что все идеи, даже истины относительны и, соответственно, подвержены влиянию социальной или исторической ситуации, из которой они возникают. Сам факт, что каждый мыслитель связан с конкретной группой в обществе, что он имеет определенный статус и исполняет конкретную социальную роль, определяет его интеллектуальный кругозор. Реляционизм Мангейма.

Идеи имеют корни в различных отрезках исторического времени и социальной структуры, поэтому мышление неизбежно является перспективным. Перспектива обозначает способ, при помощи которого индивид видит объект, событие, что он воспринимает в нем и как он истолковывает его.

Человеческое мышление зависит от ситуации.

Различаются не только основные ориентации, оценки и содержание идей, но и способ постановки проблемы, тип сделанного подхода и даже категории, в которых опыт подытожен, накоплен и собран в определенный порядок в зависимости от социального положения. Модели познания связываются с социальной позицией участников.

Позже Мангейм начинает рассматривать специфическое мышление определенных классов, различные отношения поколений к идеям.

Истина утверждения может быть установлена только в результате исследования социального положения его автора.

В средний период жизни Мангейм утверждал, что мышление всегда носит идеологический характер.

Мангейм утверждал, хотя все слои и группы общества воспроизводят идеи, зависимые от экзистенциальной позиции их сторонников, существует и другой тип людей — «социально обособленная интеллигенция» , способная к неискаженному и глубокому мышлению, к подлинному знанию.

Мангейм использовал социальное познание как конкретный механизм исследования: «Консервативное мышление», «Проблема поколения», «Соревнование как культурный феномен», «Демократизация культуры» и «Проблема интеллигенции».