Неомарксизм в социологии XX в.: А. Лефевр, Л. Альтюссер, Т. Боттомор.

Неомарксизм (в узком смысле) – парадигма исследований представителей Франкфуртской школы. Неомарксизм (в широком смысле) используется для обозначения направленности и теоретических оснований исследований, в той или иной мере использовавших марксовые объяснительные модели в своем творчестве, и при этом практически всегда отвергавших ортодоксальный и официальный советский марксизм ("сталинизм") 1930-1980-х. Неомарксизм выступает как итог социально-философского творчества мыслителей, отвергавших позитивистскую критику классического марксизма, но при этом стремившихся дополнить последний рядом перспективных подходов неогегельянства, фрейдизма, "философии жизни", позже - парадигмами экзистенциализма и структурализма.

Представители: Хабермас, Маркузе, Фромм, Альтюссер. Они опираются на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма – радикальный гуманизм.

Предполагается акцент на:

1) особую роль и значение общественно-исторической практики;

2) важность преодоления отчуждения, самоотчуждения и овещнения человека. Особая центрация на категорию «отчуждение»;

3)признание свободного развития каждого и любого индивида как условия свободного развития всех.

Принципиально неприемлемой считается идея социальной организации коммунистического типа как средства осуществления таких целей.

Гипотетический ход и развертывание всемирной истории интерпретируются в Н. как фатально-необратимый процесс всевозрастающей иррационализации мироустройства, как прогрессирующее сумасшествие разума. Сторонники Н. рассматривают грядущую антикапиталистическую революцию как "конец истории", как глобальный катаклизм, призванный кардинально преодолеть предшествующее развитие социума.

 

Альтюссер Луи Пьер – французский философ. Основные работы: «За Маркса» (1965), «Ленин и философия» (1969), «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970).

Альтюссер определил идеологию как некое "выражение пережитого отношения человека к условиям его существования". Согласно Альтюссеру, основание марксизма необходимо отыскивать не в философии свободы, но в соображениях эпистемологического порядка. А. стремился трактовать Маркса с позиций структурализма. По схеме А., науки - это теоретические практики, превращающие в "познания" (суть в научные истины) идеологические результаты существующих эмпирических практик (всевозможных видов деятельности людей). Диалектика (как и философия) является общей теорией практики как таковой.

А. стремится к обоснованию марксизма в качестве строгой научной теории, направленной на выявление структур социальной реальности с помощью исторического материализма и диалектического материализма.

согласно А., осмысление соотношения исторического материализма и диалектического материализма (как, соответственно, науки об истории и философии этой науки) правомерно осуществлять в рамках категориально-понятийного комплекса, включающего ряд базовых терминов.

1) "Практика" (или "трансформация без субъекта"), включающая исходный материал, средства производства, конечный продукт;

2) Сопряженная с ней (практическая и теоретическая) идеология - единство реальных и воображаемых отношений к наличным условиям существования людей; И вы, и я всегда уже субъекты и как таковые постоянно исполняем ритуалы идеологического узнавания, гарантирующего, что мы действительно есть конкретные, индивидуализированные, различимые и (естественно) незаменимые субъекты";

3) Структурированное целое - согласно А., комплексирование социального процесса не есть итог разворачивания исходного противоречия, а изначально обусловлено; общественное бытие, исторически выступает в качестве совокупности всевозможных практик;

4) Сюр-детерминация или "сверхдетерминированное противоречие".

5) "Эпистемологический перелом" Согласно схеме А., марксова теория - наука о научности науки - центрирована на механизмах продуцирования знаний. По мысли А., а) наука есть знание происхождения идеологии и б) наука являет собой это самое знание вследствие изменения этого идеологического продукта. А. весьма точно отметил, что познавательная процедура суть конструирование мышлением постигаемого объекта.

В 1970-е он переносит акцент с трактовки марксизма как научной теории на его интерпретацию в качестве теории политической борьбы.

Лефевр (Lefebvre) Анри(р. 16.6.1905, Ажетмо, Ланды), французский философ-эклектик. Доктор наук, профессор социологии в Страсбуре (1961 65) и Нантере (с 1965). Автор ряда работ по истории философии (о Р. Декарте, Б. Паскале, Д. Дидро, Ф. Ницше) и по эстетике ("Введение в эстетику", 1948, русский перевод 1954; "Вклад в эстетику", 1953). Будучи членом Французской коммунистической партии (ФКП) с 1928, выступал с пропагандистскими работами по диалектическому материализму ("Диалектический материализм", 1939; "Познать мысль К. Маркса", 1947). В дальнейшем Л. отступил от марксизма, отстаивая воззрения, несовместимые с основными принципами диалектического материализма. За ревизионизм, прикрываемый псевдомарксистской терминологией, и расхождение с генеральной линией компартии был в 1958 исключен из ФКП. В своей основной работе, опубликованной после исключения из Коммунистической партии ("Сумма и остаток", 1959), Л. выступает с антимарксистских, антикоммунистических позиций. Он отвергает борьбу двух лагерей в философии. Материалистическое и идеалистическое решение основного вопроса философии Л. рассматривает лишь как два равно недоказуемых и неопровержимых "постулата". Он отрицает также философсое значение материалистической диалектики. В работе "Метафилософия" (1965) Л. выступает против марксизма-ленинизма, отвергая научную философию как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления и противопоставляя ей субъективистский "антропологизм".