Краткая теоретическая справка

В эволюции качества существует 5 этапов, которые развивались под давлением противоречия между внешними и внутренними целями предприятия.

Внешняя цель любого предприятия – повышение качества продукции и усиление конкурентоспособности на рынке.

Внутренняя цель – максимизация прибыли, повышение эффективности деятельности предприятия. Это противоречие на разных стадиях развития производства, рынка и общества имело специфику и по разному разрешалось.

Эволюцию методов обеспечения качества можно представить в виде:

1) фаза отбраковки;

2) статистическое управление качеством;

3) фаза управления качеством (TQC);

4) фаза менеджмента качества (TQM);

5) фаза качества среды;

Фаза отбраковки заключалась в том, чтобы дефективная продукция не дошла до потребителя. Внимание уделялось контролю качества на выходе продукции. Но часто дефекты появляются в ходе производства из-за не совершенствования производственного процесса ( 1905 г.).

Статистическое управление качеством –началом этой фазы считается 1924 г., когда американский ученый Шухарт предложил статистические методы (контрольная карта) для оценки качества технологического процесса, что позволяло обнаруживать дефекты на разных стадиях и увеличить выпуск годовой продукции.

Фаза управления качеством (TQC) – постепенно приходило осознание того, что качество продукции или услуги зависит не только от того, на сколько эффективно выполняется операционный и выходной контроль, но и от качества труда работников, качества менеджмента, от эффективности организационных структур управления (1950 г.).

Фаза менеджмента качества (TQM) – отличается от предыдущих тем, что требования к качеству определяет не производитель, а потребитель.

Фаза качества среды (экологический менеджмент) – сущность этой фазы – особое внимание экологичности производимых продукций и услуг и экологии среды обитания человека.

Опыт управления качеством в России

Системный подход в нашей стране можно отсчитывать с 50-х г. ХХ века.

Первой успешной попыткой реализации его стала Саратовская система бездефектного изготовления продукции – БИП, которая базировалась на следующих принципах:

- непосредственный исполнитель несет ответственность за качество своей работы;

- в процессе работы недопустимы отклонения от проектной, технологической документации;

- производственная продукция до представления техническому контролю должна быть проверена исполнителем;

- запрещено оформление временных разрешений на отступление от технической документации;

- при обнаружении дефекта служба тех. контроля возвращает продукцию на доработку;

- продукция с неисправными дефектами отделяется и предъявляется службе тех. контроля для актирования.

Система развивала инициативу работников и стремление к работе с личным клеймом.

В конце 50–60-х на предприятиях Горьковской области была разработана система «Качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ), направленная не только на качество изготовления продукции на этапе ее производства, но и на обеспечение высокого уровня технологической и конструкторской подготовки.

В середине 60-х годов на предприятиях Львова была разработана система бездефектного труда (СБТ), которая использовала основные принципы системы БИП и развивала КАНАРСПИ.

В конце 60-х на Ярославском моторном заводе была разработана система научной организации работ по увеличению моторесурса двигателей (НОРМ). Система предусматривала последовательный и систематический контроль.

В первой половине 70-х в результате научно-производственного эксперимента, проведенного ВНИИС и передовыми предприятиями Львовской области, была разработана комплексная система управления качеством продукции (КС УКП). Это первая система, в которой организационно-технической основой управления качеством продукции стали стандарты предприятия.

Практические задания по теме 3

Вопросы для дискуссии

1. Назовите основные стадии развития философии качества

2. Укажите, в каких значениях Аристотель рассматривал категорию «качество».

3. Каким образом предполагалось обеспечивать качество в рамках концепции научного менеджмента Фредерика Тейлора?

4. Перечислите 12 принципов производительности по Г. Эмерсону

5. В чем особенность японского управления качеством

6. В чем особенность американского управления качеством

7. Охарактеризуйте отечественные системы качества

8. В чем вы видите достоинства и недостатки комплексной системы управления качеством продукции

9. Сравните подходы к управлению качеством У. Деминга, Дж.Джурана, Ф Кросби и А. Фейгенбаума. Выявите общие черты и различия подходов этих ученых