Генетическая модель влияния

Центром процесса влияния является не снижение уровня когнитивной неуверенности, а социальный конфликт. Три модальности влияния — инновация, конформность и нормализация — отражают возникновение конфликта, его разрешение и избегание. Влияние — это основа процессов, связанных с возникновением социальных конфликтов и их разрешением. Московичи исходит из того, что люди не любят конфликтов и разногласий с другими людьми, конфликты делают их неуверенными и беспокойными. Конфликтная ситуация неприятна, и мы стремимся избежать ее с помощью нормализации и конформизма, т. е. с помощью достижения согласия через влияние. Именно это и становится источником власти меньшинства. Меньшинство способно создать конфликт, отказаться идти на компромисс, посеять сомнения и вызвать неуверенность, а также создать такую ситуацию, в которой у большинства не останется иного выхода, кроме как принять новую точку зрения. Меньшинство способно использовать нелюбовь большинства к конфликтам и его потребность в согласии. Вот мы и подошли к генетической теории влияния, которую создал Серж Московичи. В ее основе лежат представления о том, что влияние не унилатерально и направлено не только «сверху вниз», но и «снизу вверх»; что каждый член группы, независимо от его социального статуса, — не только объект, но и субъект влияния; что влияние не только контролирует социальную среду, но и изменяет ее, что оно связано с возникновением и разрешением конфликта, направлено на достижение общих оценок объективной реальности, предпочтений и самобытности и что эффективность влияния зависит от стиля поведения его «источника», от того, каков паттерн его поведения и как оно организовано.

В том, как именно меньшинство создает конфликт и оказывает влияние, ключевым эмпирическим фактором является стиль его поведения, его «риторика», включая и «самопрезентацию источника влияния, логику его аргументации и прочие ораторские приемы, представляющие собой символические переменные» (Moscovici & Faucheux, 1972, p. 158). Наиболее важным элементом поведения является последовательность, причем в одинаковой мере важны как ин-траперсональная последовательность в разных ситуациях и в разные моменты времени, так и интерперсональная, или социальная, согласованность между индивидуумами, т. е. консенсус. Последовательность — признак уверенности и приверженности согласованному выбору, он может проявляться в разных формах — от «настойчивого повторения... через избегание любого противоречащего поведения к выработке логической системы ее демонстрации» (Moscovici & Faucheux, 1972, p. 158). Достигшее согласия меньшинство зримо: оно обнаруживает себя, создает конфликт, порождает сомнения относительно установленных норм и лишает уверенности в них, сигнализирует о том, что не пойдет на компромисс и не отступится, что оно уверено в успехе, привержено своим ценностям, уверено в себе (чтобы противостоять большинству, нужно чувствовать собственную силу), и предлагает альтернативную норму, новый взгляд на вещи, который разрешит конфликт, если большинство пойдет ему навстречу.

Итак, генетическая теория исходит из того, что пришедшее к согласию меньшинство: 1) разрушает устоявшуюся норму и порождает сомнения и неуверенность в умах представителей большинства; 2) проявляет себя, привлекает к себе внимание и «делает себя видимым»; 3) доказывает, что существует альтернативная и понятная точка зрения; 4) демонстрирует уверенность, последовательность и приверженность этой точке зрения; 5) сигнализирует о своей решимости не идти на компромисс и отстаивать свою позицию и 6) и убеждает большинство в том, что единственный способ восстановить стабильность в обществе и когнитивную когерентность — пойти навстречу меньшинству. Влияние меньшинства проявляется в виде сложного, многогранного социального и психологического процесса. Что именно становится основой убеждения в данной теории? Убеждает ли человека сама по себе риторика, влияет ли стиль поведения на то, как воспринимается информация, или Московичи исходит из того, что меньшинство, владеющее альтернативной нормой, так или иначе, но заставит большинство согласиться с ней? Однозначного ответа на этот вопрос Московичи не дает. Важно также отметить и то, что в 1980 году он радикально изменил свои воззрения и вместо генетической теории предложил модель, основанную на дуалистическом процессе (dual-process model), которая усложнила теоретическую картину.