Диалектическая социология Гурвича.

Родился в Новороссийске. С 1920 года начинается эмиграция Гурвича (Берлин – Прага - Париж). С 1927 года начинает преподавать в Сорбонне. Преподавал в Бордо и Страсбурге. В 1928 году оформил французское гражданство. Гурвич не прекращал участвовать в общественной жизни русской эмиграции. Участвовал в издании журнала «Современные записки» в Париже.

Являлся генеральным секретарем Международного института социологии права в Париже и редактором журнала «Архивы философии права в юридической социологии». В 1940 году переехал в США, но после войны вернулся во Францию. Был директором Высшей школы прикладных исследований. Ж. Гурвич никогда не был чисто академическим ученым. Всегда оставался политически активным гражданином.

«Диалектика и социология», «Социальные рамки познания», «Социальный детерминизм и человеческая свобода», «Современное призвание социологии», «Социология в XX столетии», «Актуальные вопросы социологии», «Идея социального права»

Исследования Гурвича всегда носили междисциплинарный характер: социология, право, история, антропология и социальная психология. Во многом ориентировался на немецкую социологическую мысль. Социология должна избавиться от чисто аналитического эмпиризма и спекулятивной теоретизации. Выступал против американизации социологии. В 1956 году стал одним из создателей Международной ассоциации франкоязычных социологов.

Гурвич пытается найти новое обоснование диалектики подвижного и инертного возбуждения против институтов, общества, государства. Ж. Гурвич ставит в качестве задачи для социологии анализ глобальных обществ и выражает свое недоверие в отношении к работам фрагментарным, не связанным с тотализирующей рефлексией. Подчеркивает важность тотального социального факта (Мосс) — это понятие ориентирует на изучение отдельных феноменов, но при этом рассматривает их в отношении к значениям глобального общества.

Его концепция социального состоит в том, что социолог должен обнаруживать под эмпирической поверхностью феноменов различные степени их глубины, никогда при этом не ограничиваясь окончательной концептуализацией, однозначно ставить вопрос об отнесении их к тотальным социальным феноменам. На протяжении нескольких десятилетий Ж. Гурвич развивал свой подход к познанию социальной реальности — диалектический гиперэмпиризм. Стремился строить социологию на основе диалектики, интерпретируемой в духе релятивизма и плюрализма.

Переход от одной классификации социальных феноменов к другой имеет тенденцию непрерывной перестройки систем социального знания и, таким образом, постоянного углубления проблем —“гиперэмпирическая диалектика”. “Эмпирическая”, так как предполагает опору на методологически выверенные факты, “гипер”, так как рассчитывает на их максимальный охват, и “диалектика”, так как процессы в социальной онтологии и их отражение в социальной гносеологии взаимосвязаны и подобны, хотя субъективная диалектика в силу относительности человеческого познания уступает богатству объективной диалектики.

Диалектический гиперэмпиризм в методологическом плане означал ориентацию на отказ от какой-либо заранее принятой философской позиции в подходе к изучению человека, а в онтологическом плане — истолковывание человеческого опыта как разнообразного и непрерывно обновляющегося в своих основаниях.

Гурвич отмечает, что диалектический метод постановки во взаимосвязь перспектив, которые заключаются в элементах, которые не могут быть ни идентифицированы, ни разделены, когда их изначальная имманентность становится столь интенсивной, что приводит к симметрии или параллелизму более-менее энергично выражаемых, — именно здесь находится большая область применения метода в изучении отношений между социологическим детерминизмом и человеческой свободой, свободой как коллективной, так и свободой индивидуальной.

 

Социальная реальность может измеряться тремя методами:

1.систематизирующий и аналитический. Преследует практические цели и направлен лишь на один уровень социальной реальности. Метод большинства частных социальных наук.

2.Индивидуализирующий. История и этнография.

3.Метод качественной и дискретной типологии. Основной метод социологической науки.

 

Социология — качественная и дискретная типология, основанная на диалектике тотальных социальных феноменов, аструктурных, структурируемых и структурированных, которые она изучает одновременно на всех глубинных уровнях, во всех измерениях и секторах с тем, чтобы прослеживать их движение структурации, деструктурации и взрыва, находя объяснение этих феноменов в сотрудничестве с исторической наукой. Социология изучает 3 категории типов социальной реальности:

1. микросоциологические

2. частных групп

3. социальных классов и глобальных обществ.

Все три типа социальной реальности находятся в диалектическом отношении взаимодополнительности. Специфика социологического метода в том, чтобы всегда принимать во внимание все уровни, изменения и сектора социальной реальности одновременно.

Микросоциологический тип социальной реальности плюралистичен: он основан на восьми критериях (формальный или неформальный характер общения, вид функционирования, построенного на симпатии, солидарности или антагонизмах, его происхождение - добровольное слияние или принудительное объединение). Микросоциология фиксирует все формы "социабельности" в горизонтальном измерении. Важнейшая предпосылка этих форм "социабельности" - совпадение интересов и взглядов на определенные события, явления и процессы. Макросоциология призвана исследовать вертикальное измерение социального бытия, т.е. разноглубинные уровни и сектора тотальной социальной реальности в ее "структурированных ансамблях: группах, классах и глобальных обществах".

Предмет социологии — целостные социальные феномены. Социологию, рассматриваемую в качестве особого "социального феномена". Гурвич считает, что социальный мир можно изучать с точки зрения «горизонтальных» уровней, представленных в восходящем порядке от мик­ро- к макропорядку: формы социальности, групповые образования, социальные классы, социальная структура и глобальные структуры. Чтобы дополнить эту иерархию, Гурвич также предлагает десять «вертикальных», или «глубинных», уровней, начиная от наиболее объективных социальных явлений (например, эко­логические факторы, организации) и заканчивая наиболее субъективными (кол­лективные представления и ценности, коллективный разум). Гурвич перекре­щивает горизонтальные и вертикальные измерения для того, чтобы получить многочисленные уровни социального анализа.

Гурвич анализирует понятие «глобальное общество» (нации и международные сообщества). Каждое глобальное общество без исключений — это не только структурируемое, но эффективно структурированное. Поэтому термины «глобальное общество» и «глобальная структура» означают одно и то же. «Глобальный»= всеохватывающий. Любое глобальное общество принадлежит к цивилизации и способствует ее созданию. Нельзя ни рассматривать, ни идентифицировать глобальные общества и цивилизации вне исторического контекста. Каждый тип глобального общества характеризуется присущим ему спектром социального времени. Каждая группа, каждый класс и глобальное общество вырабатывает собственный ритм, в котором они развиваются. Гурвич выделяет 14 типов глобальных обществ.

return false">ссылка скрыта

Между обществом, глобальной структурой и цивилизацией существуют диалектические отношения, которые должны быть изучены, несмотря на всю их сложность.