Химическая авария в Бхопале (Индия)

 

Одна из наиболее трагичных экологических катастроф, произошла на химически опасном объекте в Бхопале. Здесь 3 декабря 1984 г. на фабри­ке по производству пестицидов, принадлежащей американской компании «Юнион Карбайд», произошла утечка из стальных цис­терн весьма ядовитой смеси фосгена и метилизоцианата в количест­ве более 30 т. В результате аварии погибли 3 тыс. человек, около 20 тыс. ослепли и у 200 тыс. человек отмечались серьезные пораже­ния головного мозга, параличи и т. д. У потомства, появившегося на свет после катастрофы, наблюдались множественные случаи уродства. Катастрофа произошла из-за грубого нарушения техники безопасности, ее усугубила необученность персонала действиям в аварий­ных ситуациях.

Широкую известность получила экологическая катастрофа на химическом производстве в г. Севезо (Италия). 10 июля 1976 г. из-за допущеной персоналом ошибки произошла утечка около 2,5 кг сверхтоксичного вещества диоксина, обладающего, как известно, канцерогенным, тератогенным (патологическое действие на новоро­жденных) и мутагенным действием. После описанной катастрофы диоксин нередко стали называть также и как Севезо-Д. В результате аварии у нескольких сотен людей развилось тяжелое кожное заболе­вание — хлоракне, десятки тысяч отравившихся животных были за­биты. По оценкам специалистов-экологов, действие диоксина будет проявляться еще в течение двух-трех десятилетий, поскольку это ве­щество способно длительно сохранять свою токсичность.

Примером экологических катастроф, связанных с морскими транспортными системами, является разлив более 16 тыс. т мазута с танкера «Глобе Асими», происшедший в порту Клайпеда 21 ноября 1971 г.

Разлив мазута отрицательно отразился на экосистеме залива Бал­тийского моря. Резко уменьшилась численность фитопланктона и его видовое разнообразие, было нарушено естественное воспроиз­водство, загрязнены миграционные пути и т. д.

В мире известны и другие крупнейшие катастрофы морских су­дов, вызвавшие нефтяное загрязнение Мирового океана. Так, в ре­зультате катастрофы танкера «Эксон валдис» (1989) в воду вылилось 50 тыс. т нефти; в августе 1983 г. недалеко от Атлантического побере­жья загорелся и затонул танкер «Кастило де Бельвер», в океане оказа­лось 250 тыс. т нефти; неподалеку от французского порта Бордо в мар­те 1978 г. затонул супертанкер «Амоко Надис», пролилось 230 тыс. т сырой нефти, образовав на поверхности воды самое большое нефтя­ное пятно в истории судоходства, погибли сотни тысяч морских птиц и других животных.