Урок 2. Трезвучия
Теперь отправимся в мир гармонии. Именно так называется наука об аккордах.
Чтобы получить аккорд, необходимо иметь три или более звуков, расположенных через одну ноту по порядку. Вы можете встретить такие обозначения аккордов: Am, С, Dm, G, Em, F- все это трезвучия. Называются они так потому, что в каждом из этих аккордов всего три ноты. С маленькой буквой "m"- минорное трезвучие, без нее- мажорное. Позволю себе напомнить вам американский вариант обозначения нот: C, D, E, F, G, A, B- до, ре, ми, фа, соль, ля, си соответственно.
Итак, проанализируем аккорд C. Называется он до-мажорное трезвучие. Какие же ноты входят в его состав? Одну мы знаем точно- до. Взгляните на фразу выше, выделенную курсивом. В аккорд войдут до, (пропускаем ре), ми, (пропускаем фа), соль. До-мажорное трезвучие состоит из нот до-ми-соль.
Теперь Am: ля, (си), до, (ре), ми. В ля-минорное трезвучие входят ноты ля-до-ми.
-Как же так?- спросите вы,- Я знаю эти аккорды, и когда играю их на гитаре, извлекаю звук из всех шести струн. Значит нот должно быть шесть.
Ответ прост. В таких аккордах некоторые ноты удваиваются. Используя навыки, извлеченные из урока "Поиск нот на грифе гитары", вы сможете легко проверить подлинность моих слов.
Некоторые пояснения к схемам аккордов. Как вы уже, наверно, поняли, перед вами нарисован гриф гитары. Представим себе, что гитара висит на стене вертикально лицевой стороной к вам- такой фрагмент мы и видим. Толстые струны слева, тонкие- справа. И еще- здесь и далее слева от нот аккорда стоят цифры 0, 1, 2, 3 и 4. Так обозначаются пальцы левой руки:
0 - открытая струна (условно -"нулевой" палец)
1 - указательный
2 - средний
3 - безымянный
4 - мизинец
Но определить ноты, входящие в состав аккорда- это еще не все. Между каждой парой аккордовых нот должно быть некое расстояние, которое, как вы помните, измеряется полутонами. Вернемся к аккорду C (до-ми-соль). Между до и ре - один тон, между ре и ми - тоже один тон, значит между до и ми (первой парой аккордовых нот)- два тона. Теперь определим расстояние между второй парой нот (ми и соль). После ми следует фа и расстояние между ними полтона, потом идет соль, а между фа и соль- один тон. Складываем эти величины и получаем полтора тона. От ми до соль- полтора тона.
Вы можете смело взять аккорд C за образец и попробовать построить любое другое мажорное трезвучие, например D. Определим ноты аккорда. Их будет, как известно, три- ре (ми пропускаем), фа, (соль пропускаем) , ля. Получаем ре-фа-ля. Назовем ре 1-й ступенью, поскольку именно от нее мы в данном случае начинали отсчет. Фа будет 3-й ступенью, так как одну ноту мы пропустили. И, наконец, ля- 5-я ступень. По образу и подобию до-мажорного трезвучия, между 1-й и 3-й ступенью должно быть два тона, а между 3-й и 5-й- полтора. Проверяем: ре-ми- один тон, ми-фа - полутон. В сумме получилось полтора тона, а надо два. Как быть? Необходимо увеличить расстояние на полтона. Призовем на помощь все те же знаки альтерации. Диез (#)- повышает звук на полтона, бемоль (b) - понижает, бекар- знак отмены # или b. Ноту ре двигать не будем, потому что именно ре-мажорное трезвучие мы хотим построить, а вот фа можно отодвинуть на полтона вверх (фа-диез) и тем самым получить нужное нам расстояние между первой парой нот- два тона. Проверяем вторую пару. Фа-соль- один тон, соль-ля- тоже один тон. Получается два тона, если бы не диез, который подвинул ноту фа на полтона ближе к соль. Между ними расстояние сократилось ровно на полтона, следовательно, общее расстояние между второй парой нот ре-мажорного трезвучия не два, а полтора тона. По схеме нашего образца (до-мажорного трезвучия) так и должно быть. Подведем итог: ре-мажорное трезвучие (D) состоит из нот ре-фа#-ля.
Теперь вы можете найти эти ноты на грифе гитары в любой комбинации, и если вам при этом удастся прижать их одновременно и извлечь звук, то это и будет ре-мажорное трезвучие. Предположим такой вариант:
С минорными трезвучиями следует поступить аналогично, с той только разницей, что за образец возьмем аккорд Am (ля-до-ми) (см. выше). Определим тоновый состав аккорда. Ля-си- один тон, си-до- полутон, т.е. ля-до- полтора тона. Между 1-й и 3-й ступенью минорного трезвучия получилось полтора тона. А между 3-й и 5-й (до-ми мы уже считали)- два тона.
Попробуем построить Gm- соль-минорное трезвучие. Найдем сначала ноты аккорда. Соль, (ля пропускаем), си, (до пропускаем), ре. Получили ноты соль-си-ре. Теперь необходимо, чтобы расстояние между каждой парой нот соответствовало образцу. В минорном трезвучии, напоминаю, между 1-й и 3-й ступенью должно быть полтора тона, а между 3-й и 5-й- два. Проверяем: соль-ля - один тон, ля-си - один тон, а в сумме между соль и си- два тона. А между си и ре (это вторая пара нот искомого трезвучия), если вы внимательно посчитаете,- полтора тона. Но для того, чтобы получилось минорное трезвучие, должно быть наоборот. Если среднюю ноту (си) понизим на полтона, то расстояние между первой парой нот сократится, а между второй- увеличится. Именно этого мы с вами и добиваемся. В результате получим соль-си-бемоль-ре- эти ноты и входят в состав Gm.
У вас может возникнуть вопрос по поводу образцов для построения трезвучий. Почему именно C и Am? Это тема для отдельного разговора, связанного с тональностями, ключевыми знаками и т. п. Пока просто поверьте мне на слово, а в дальнейшем мы к этому вернемся.
Подведем итог работы с трезвучиями. Сначала определяем ноты, входящие в состав аккорда. Для этого отсчитываем 1-ю, 3-ю и 5-ю ступени по порядку от той ноты, в честь которой назван необходимый вам аккорд. Затем отсчитываем количество тонов между каждой парой ступеней.
Для мажора схема такова: 1 ступень-(два тона)-3 ступень-(полтора тона)-5 ступень.
Для минора наоборот: 1 ступень-(полтора тона)-3 ступень-(два тона)- 5 ступень.
В случае, если в названии аккорда уже содержится диез или бемоль, например F#m, Bb и т. п., то вычислять интервалы надо с учетом этих знаков, хотя на поиск нот, входящих в аккорд, знаки альтерации не влияют. Например, в аккорд F#m войдут те же самые ноты, что и в Fm, только при отсчете тонов между ступенями учитывается, что нота фа повышена на полтона.
Надо заметить, что названия трезвучий, которые я использовал в своем уроке - полные, но в быту мы пользуемся сокращенным вариантом, например до-мажор, ля-минор, фа-диез-минор, си-бемоль-мажор и т. д.
Построение гитарных аккордов, глядя на гриф
Часть I