Урок 1. Поиск нот на грифе гитары

Цель данного урока - научить вас находить нужные ноты на грифе гитары. (Параллельно можно избавиться от аллергии на эти непонятные знаки). Для начала обозначим ноты буквами- буквенное обозначение необычайно распространено. До, ре, ми, фа, соль, ля, си соответственно станут C, D, E, F, G, A, B. Надо сказать, что нота си обозначена буквой В по американской системе; здесь и далее мы будем использовать именно этот символ. Но вы можете встретить и другое обозначение ноты си. По европейской системе она будет выглядеть как Н. В тех сборниках, где есть Н, может встречаться и В. Обозначать она будет ноту си-бемоль.

Начнём с того, что у каждой из шести струн гитары (а именно шестиструнную гитару мы и будем изучать) есть свое нотное название:

Может быть, кто-нибудь из вас знает другой порядок струн, но я предлагаю такой: первая струна самая тонкая и далее, соответственно, к шестой - самой толстой. Следует заметить, что чем тоньше струна - тем выше звук, который она издаёт. И наоборот - толстая струна звучит ниже.

Теперь совсем вкратце познакомимся с нотами. Тот, кто когда-либо изучал нотную грамоту, может этот раздел пропустить.

Линеек на нотном стане пять, считаются они снизу вверх. Ноты могут располагаться на линейках и между ними.

Когда недостаточно пяти линеек пользуются добавочными сверху и снизу, при этом рисуется только фрагмент линейки непосредственно для данной ноты.

Ключ, открывающий нам путь к нотам, называют "скрипичным"; другое его название - ключ "соль". Заканчивая своё написание на второй линейке нотного стана, он показывает нам местоположение ноты соль, от которой мы легко сможем отсчитать любую другую ноту, но при условии что вы запомните восходящий (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до) и нисходящий (до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до) порядок звуков.

И ещё одна деталь, без которой нам не обойтись. В этой нотной очереди, между каждой парой соседних звуков есть некое расстояние, которое измеряется полутонами. Два полутона образуют тон, три - полтора тона и т.д. На гитаре мы можем сыграть по очереди два звука, расположенных на соседних ладах одной струны, это и будет полутон. Через лад - тон. Через два - ... догадайтесь сами.

Теперь к нам могут присоединиться и знатоки нотной грамоты, так как мы переходим к самому главному из-за чего здесь и собрались. Начнём знакомство с грифом с первой струны (напомню, она называется ми). Струна, не прижатая ни на каком ладу, называется открытой. Можно ещё сказать, что она прижата на нулевом ладу (условно). Итак, первая открытая струна даёт нам звук ми.

После ноты ми по п идёт нота фа и между ними расстояние (далее "интервал") полутон (см. выше). Мы с вами уже знаем, что полутон на грифе это соседние лады, а соседний для открытой струны лад - первый, следовательно, прижимая первую струну на первом ладу, получаем ноту фа. Далее аналогично. После ноты фа идёт нота соль и между ними интервал тон. На грифе тон - через лад. Прижимаем первую струну на третьем ладу, получаем ноту соль. Теперь коротко: от соль до ля - тон, через лад от третьего - пятый. На пятом ладу первой струны находится нота ля, си - на седьмом, до - на ... и т. д.

В случае, если после открытой струны вы хотите сыграть ноту на тон выше, следует прижать струну через лад, т.е. "нулевой" лад - открытая струна, первый пропускаем и на втором будет нужная нам нота.

Теперь то же самое в нотных примерах:

Я думаю, что те из вас, кто не был с нами в разделе нотной грамоты, уже догадались, как быть с диезом и бемолем, для остальных поясню. Существует такое понятие, как знаки альтерации (альтерация - изменение высоты звука). К ним относятся диез, бемоль и бекар: диез - повышает звук на полтона, бемоль - понижает звук на полтона, бекар - отменяет действие диеза или бемоля. Пишутся знаки перед нотой, причём своим замкнутым пространством они должны соответствовать местоположению ноты на нотном стане. Произносятся после названия ноты (например, ми-диез, си-бемоль и т.д.).

Таким образом, становится возможным найти на грифе и ту ноту, перед которой стоит какой-нибудь знак альтерации. Надо только помнить, что делая струну короче посредством прижатия её на ладах, мы получаем более высокий звук. И наоборот. Иными словами, чем короче струна - тем выше звук, чем длиннее - тем ниже.

Вы наверняка заметили, что в самом последнем примере нота совпадает с открытой 1-й струной, если бы не бемоль. Этот знак понижает звук на полтона, но ниже нулевого лада звуков на струне нет, поэтому искать её будем на следующей (более низкой, а значит и более толстой) струне. Отсюда следует правило: на каждой струне можно найти ноту по значению только выше основного названия этой струны.