Неопозитивизм в русской социологии начала XX века: П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая.

Неокантианская критика позитивизма, стремление представителей позитивизма модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социального знания, с одной стороны, и развитие эволюционизма и функционализма, синтез многих идей и направлений субъективистского и объективистского характера, с другой, привели к появлению неопозитивизма в российской социологии. Происходило завершение формирования социологии как науки. Для решения социологических проблем искались и находились строго научные социологические средства.

В содержательном плане неопозитивизм характеризуется переносом акцентов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведения. Неопозитивизм в Российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма. Вместе с тем получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученых результатов.

Методологическая программа неопозитивизма требовала замены априоризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценностного подхода –индукцией, метафизики-сциентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения-функциональным.

В теория х российского неопозитивизма за счет отказа от сравнительно-исторических методов и переноса акцентов на эмпирическое усилилась описательная сторона социологических работ, зато слабее оказался представленным теоретический анализ. Отказ от обращения к изучению внутренних факторов личностной деятельности привел к использованию в социологии основной схемы бихевиоризма-«стимул-реакция

Одна из основных задач нового направления в социологии России состояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать ее возможности в практической жизни и преодолеть негативное отношение к этой науке. Решить поставленную задачу в полной мере не удалось.

Социологическая концепция П.А. Сорокина.

(1889-1968).

Одна из самых крупной фигур социологии. Заложил основы научной социологии в США. Парсонс и Мертон – его ученики.

Из Вологодской губернии, закончил церковно-приходскую школу. Поступил в Петербурге в Психоневрологический институт, потом – в Петербуржский университет.

Социалист-революционер. Был лидером правого крыла, секретарем Керенского, членом Учредительного собрания, редактором газет.

1905 — вступает в партию эсеров, сидит в тюрьме в Кинишме.

1909 — сдал экзамены экстерном. Учился в Психоневрологическом институте в Петрограде.

1915 — заканчивает университет без магистерской защиты. Секретарь Керенского, после революции арестован.

В 1918 г. отрекается от партии. Пишет письмо Ленину. Ответ-статья «Ценные признания П. Сорокина» Ленина. С. Разочаровался в партии из-за террора мятежей.

В 1919 г. основал социологический факультет в Петроградском университете.

В 1922 г. С. Был выслан из страны на «философском теплоходе». Жил в Чехословакии.

С 1923 – в США жил. Работал в университете Минессоты.

1929 – Гарвардский университет.

1930 – создает и возглавляет социологический факультет Гарвардского университета. Ассистенты – Парсонс, Мертон. Создают вместе социологическую школу в Гарварде.

Социологическая проблематика:

- междисциплинарн. характер: интересуют войны, революции, структура социологии.

Периоды творчества:

1. До 1922 г. – Российский.

С. Создает позитивистскую модель социологии. Формировался как ученый социолог под влиянием Конта, Дюркгейма, Ковалевского, Зиммеля, Петражицкого, Де-Роберти. Оказали влияние Павлов, Бехтеров.

Неопозитивизм, социальный бихевиоризм.

Бихевиоризм (19-20 вв.) в основе – понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций/ответов на воздействие.

Появление неопозитивизма, социального бихевиоризма – ответ на кризис идеалистической социологии, основанной на идеях, идеалах. Неопозитивизм – новое прочтение позитивизма через социальный бихевиоризм.

2.1922-1930 гг.

Позиции социального бихевиоризма. Создает 2 теории: теория соц. стратификации и соц. мобильности. Книги: «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927).

Увлекается философией культуры, изучает феноменологию Гуссерля.

«Новые социологические теории» (1928).

3. 1930-1968 гг.

Социологические взгляды Сорокина меняются. На 1 план выходит проблема культуры. Культурный фактор определяет соц. жизнь и поведение человека. Итог: Сорокин создает интегральную систему социологии культуры.

Работы: «Общество. Культура. Личность» (1947), «Социальная и культурная динамика» (1937-41), «Кризис нашего времени» (1943).

Российский период творчества П. Сорокина.

Основные работы: «Преступление и кара. Подвиг и награда» (1913), «Система социологии» (1920).

Руководствуется принципом эмпиризма.

Сформулировал основные принципы социологии как науки.

1. Социология может и должна строиться по принципу естественных наук. Противопоставление позитивизма и неокантианства.

2. Социология должна быть теоретической, должна изучать мир людей такой, какой он есть. Субъективизм должен быть изгнан.

3. Социология должна быть объективной дисциплиной и в смысле методов, отсутствие оценочных норм

4. Социология должна освободиться от философствования. Социология наука опытная и точная.

5. Социология должна освободиться от теорий одного фактора, монизмов.

Основа социологического анализа – социальное поведение и взаимодействие.

Социальное взаимодействие – главная категория. Модели и формы соц. взаимодействия – соц. группы, институты, организации.

Труд «Преступление и кара. Преступление и наказание». (1913)

1. Соц. взаимодействие идет через процесс символизации.

Символ – язык, общие модели поведения.

2. Чтобы социальное взаимодействие было и было успешным должна быть система социального контроля.

Стандартные формы социального поведения:

А) «должное»,

Б) «рекомендуемое»,

В) «запрещенное».

Санкции – реакции на эти формы поведения бывают:

1. Негативные (кара).

2. Позитивные (награда).

Труд «Система социологии» (1920):

1. Учение об обществе.

Определение и описание общества; анализ процесса взаимодействия; формулирование основных социальных законов; история социальной мысли.

2. Социальная механика (соц. физиология).

Закономерности общественной жизни; структурирует соц. явления, раскладывает на простые элементы.

2.1. Социальная аналитика.

Классификация, типология социальных явлений; факторный анализ.

3. Социальная генетика.

Происхождение и развитие обществ, социальных институтов; основные тенденции поступательного развития.

4. Социальная политика (прикладная социология).

Формулирует рецепты, соц. технологии; делает прогнозы.

Особенности теории:

1. Социология – наука о социальном поведении. Поведение – центральное понятие у П. А. Сорокина. Система потребностей определяет социальное поведение:

Физиологические: голод, половая, индивидуальной защиты, в движении.

Социальные: групповой самозащиты, в общении, в умственной деятельности, в волевой деятельности.

Регулятор социального поведения – система потребностей.

Классификация соц. Поведения по П. Сорокину:

1. акты делания и неделания,

2. акты продолжительного и мгновенного действия,

3. сознательные (целевые) и бессознательные (рефлексы, инстинкты) акты.

2. Социальное взаимодействие: 1. Материальное – непосредственное взаимодействие по изменению социальной среды.

2. Символическое – поведение, которое осуществляется в области культуры, искусства, языка.

3. Понятие социальной группы.

Общество – совокупность соц. групп.

Соц. группы: 1. кумулятивные (расширяемость энергии)- социальные классы, соц. сословия (студенчество, религиозн., професс.), способные к расширению.

2. элементарные – к расширению не способны.

Группы бывают:

1. закрытые (расовые),

2. открытые (религиозн., проф., полит.),

3. полузакрытые (класс, сословие).

Все эти соц. группы представляют интерес для социолога.

1922 —При поддержке Э. Росса, Ф. Гиддингса, Ч. Кули работает в университетах, пишет работы:

Социология революции (1925)

Социальная мобильность (1927)

Современные социологические теории (1928).

Причину революции видел в подавлении инстинктов: еда, секс, собственность. Общество дезорганизуется.

2 этапа: революция и контрреволюция.

Закон «социального иллюзионизма» (обещают хлеб → голод)

Общество делится на 2 части: преступников – эгоистов, альтруистов (верующих).

Социальная стратификация — деление общества на слои, которые отражают социальное положение.

Социальный статус — совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния.

Стратификация:

Экономическая. (богатые - бедные)

Профессиональная (престижный- не престижный)

Политическая (власть - подчинение)

Социальное неравенство неизбежно и вечно, т.к.:

— разделение труда;

— среда различна;

— биологические особенности индивидов.

Социальная мобильность — перемещение из одной социальной страты в другую.

Причины: отстаивание распределения благ в соответствии со способностями.

Высшая страта деградирует, внизу накапливаются таланты→ социальная революция — динамический взрыв, выравнивающий положение в стратах.

2 фазы:

1) талантливые и энергичные люди переходят в высшую страту, но вместе с ними проходят много неспособных людей. Много талантливых «сброшено» вниз.

2) период реакции. Сброшенные таланты возвращаются в элиту. Стабилизация. «Социальный феодализм».

Во время революции происходит «перетряска» социальной стратификации. Для предотвращения революции необходимо открытыми каналы социальной мобильности, своевременно ликвидировать последствия «демографических изменений». Эту роль выполняют: церковь, армия, семья, школа, политические партии, экономические организации.

«Современные социологические теории» 1928, 1956, 1992 (М)

Основные школы: — механическая — географическая — биоорганическая — расово-антропологическая — биосоциальная — демографическая — социологии войны — формальная социология — экономическая — психологическая.

Интеракция: — солидарные — антагонистические — смешанные — организованные —неорганизованные

Отношения в группах: — семейные — договорные — принудительные.

Группы:

— организованные

— односторонние: — биосоциальные — социокультурные

— многосторонние: — семья — община— племя — каста — слой — класс

Методы социологии:

1) логико – смысловой;

2) каузально-функциональный.

«Социальная и культурная динамика» (1931 - 1941) М. (2006)

Формы интеграции социокультурной системы:

— сосуществование;

— соединение;

— функциональная и

— логико-смысловая.

Элементом культуры являются нормы — ценности

Культурные суперсистемы :

— идеациональная (умозрительная)

— идеальная (смешанная)

— сенсативная (чувственная)

 

 

Социологические взгляды А С Звоницкой. (1897-1942 гг).

 

Родилась в Киеве.

Труд – «Опыт теоретической социологии». (1914 г.)

Изучала социологию личности – стык социологии и соц. психологии.

Влияние оказали: Тард, Болдуин, Бехтеров.

Неопозитивист, соц. бихевиорист.

В основе взглядов теоретических лежат принципы:

1. Общество создается только общением между индивидами (соц. коммуникация).

2. Общение носит закономерный характер и эволюционирует (меняется характер и структура).

3. Личность и социокультурная среда в неразрывном единстве.

4. В основе обществ лежит не просто общения, а соц. связь – эективация – самосознание личности и деятельности, их единство.

5. выделяет типы соц. связей: подражание, обычаи, традиции.

6. Преступление, конфликт, соц. кризис – это разрыв соц. связей; альтруизм, солидарность, симпатия – способы восстановления соц. связей.

Центральное понятие:

Социальная связь – эективация – основной предмет исследования; в процесс общения между людьми возникают специфические связи, отношения, которые выступают в виде общности сознания и деятельности, передается содержание сознания, возникают определенные связи, затем – соц. группы.

Значение общения – в его процессе развивается и формируется личность.

3 момента развития личности:

1. «проективный момент», т.е. приобретение личностью сведений об окружающей среде, социально-психологической среде (хотя бы первичные),

2. «субъективный момент», т.е. самосознание, выступающее в форме обобщения и типологизации полученных сведений – это структурирует группу,

3. «эективный момент» - система соц. ожиданий означает предположение о наличии сходных обобщений др. личностей и согласование совместной деятельности (формирует личность как социальную) – система соц. ожиданий, которая вычленяет из группы тех людей, с кем есть общие с ним моменты для совместной деятельности.

1 и 3 моменты – 2 полюса сознания, между которыми происходит движение «Я».

Эективация («ожидание») составляет основу общения и природу социального. Наиболее распространенная форма – подражание. Когда эективация подтверждается, общество развивается в рамках определенной нормативности. Если ожидания не подтверждаются со стороны социальной группы, то соц. кризис охватывает культуру, возникает недоверие к нормам общественной жизни. Кризис совершается соц. бурей, распадом всего общества. Но идут процессы восстановления, выздоровления общества, система сама способна восстановиться – некие моменты системного подхода.

Способы выздоровления – солидарность и альтруизм. Крайняя точка кризиса – война.

 

К.М. Тахтарев. (1871-1925).

Труд – «Наука об общественной жизни» (1919).

Социология – наука об общественной жизни, ее явлениях и закономерностях.

Основные явления соц. жизни:

1. Сожитие – жизнь людей сообща – содержание обещственной жизни,

2. Общение – форма общественной жизни.

Уделял большое внимание общественному сотрудничеству ан основе общественного разделения труда.

Сотрудничество ®общественное разделение труда® дифференциация соц. групп.

Задача социологии – исследование структуры общества, его соц. расслоения, деления на соц. группы, сословия, касты и т.д. – социально-групповое учение Тахтарева.

Социология делится на 2 части: генетическая (эволюционная) и сравнительная статистика, т.к. общественные явления должны численно измеряться – статистика – соц. метод. Социолог должен уметь выразить общественное явление точным языком чисел.

Вводит понятие «образ жизни» - удовлетворение человеческих потребностей с помощью определенных способов и средств существования.

Типы человеческого общества(5 ступеней общественного развития):

1. примитивное общество – в основе его охотничий образ жизни.

2. родовое общество – кочевой образ жизни.

3. общество, связанное с переходом к оседлому образу жизни на основе сельской общины.

4. феодальное общество, основанное на натуральном хозяйстве.

5. общество, формирующееся на основе городского образа жизни.

 

На тип общества и его характеристику влияют: хозяйственная деятельность, разделение труда, брачно-семейная жизнь и ее форма, соц. дифференциация, разновидность поселения (город/село), организация власти.