Неопозитивизм в русской социологии начала XX века: П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая.
Неокантианская критика позитивизма, стремление представителей позитивизма модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социального знания, с одной стороны, и развитие эволюционизма и функционализма, синтез многих идей и направлений субъективистского и объективистского характера, с другой, привели к появлению неопозитивизма в российской социологии. Происходило завершение формирования социологии как науки. Для решения социологических проблем искались и находились строго научные социологические средства.
В содержательном плане неопозитивизм характеризуется переносом акцентов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведения. Неопозитивизм в Российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма. Вместе с тем получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученых результатов.
Методологическая программа неопозитивизма требовала замены априоризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценностного подхода –индукцией, метафизики-сциентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения-функциональным.
В теория х российского неопозитивизма за счет отказа от сравнительно-исторических методов и переноса акцентов на эмпирическое усилилась описательная сторона социологических работ, зато слабее оказался представленным теоретический анализ. Отказ от обращения к изучению внутренних факторов личностной деятельности привел к использованию в социологии основной схемы бихевиоризма-«стимул-реакция
Одна из основных задач нового направления в социологии России состояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать ее возможности в практической жизни и преодолеть негативное отношение к этой науке. Решить поставленную задачу в полной мере не удалось.
Социологическая концепция П.А. Сорокина.
(1889-1968).
Одна из самых крупной фигур социологии. Заложил основы научной социологии в США. Парсонс и Мертон – его ученики.
Из Вологодской губернии, закончил церковно-приходскую школу. Поступил в Петербурге в Психоневрологический институт, потом – в Петербуржский университет.
Социалист-революционер. Был лидером правого крыла, секретарем Керенского, членом Учредительного собрания, редактором газет.
1905 — вступает в партию эсеров, сидит в тюрьме в Кинишме.
1909 — сдал экзамены экстерном. Учился в Психоневрологическом институте в Петрограде.
1915 — заканчивает университет без магистерской защиты. Секретарь Керенского, после революции арестован.
В 1918 г. отрекается от партии. Пишет письмо Ленину. Ответ-статья «Ценные признания П. Сорокина» Ленина. С. Разочаровался в партии из-за террора мятежей.
В 1919 г. основал социологический факультет в Петроградском университете.
В 1922 г. С. Был выслан из страны на «философском теплоходе». Жил в Чехословакии.
С 1923 – в США жил. Работал в университете Минессоты.
1929 – Гарвардский университет.
1930 – создает и возглавляет социологический факультет Гарвардского университета. Ассистенты – Парсонс, Мертон. Создают вместе социологическую школу в Гарварде.
Социологическая проблематика:
- междисциплинарн. характер: интересуют войны, революции, структура социологии.
Периоды творчества:
1. До 1922 г. – Российский.
С. Создает позитивистскую модель социологии. Формировался как ученый социолог под влиянием Конта, Дюркгейма, Ковалевского, Зиммеля, Петражицкого, Де-Роберти. Оказали влияние Павлов, Бехтеров.
Неопозитивизм, социальный бихевиоризм.
Бихевиоризм (19-20 вв.) в основе – понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций/ответов на воздействие.
Появление неопозитивизма, социального бихевиоризма – ответ на кризис идеалистической социологии, основанной на идеях, идеалах. Неопозитивизм – новое прочтение позитивизма через социальный бихевиоризм.
2.1922-1930 гг.
Позиции социального бихевиоризма. Создает 2 теории: теория соц. стратификации и соц. мобильности. Книги: «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927).
Увлекается философией культуры, изучает феноменологию Гуссерля.
«Новые социологические теории» (1928).
3. 1930-1968 гг.
Социологические взгляды Сорокина меняются. На 1 план выходит проблема культуры. Культурный фактор определяет соц. жизнь и поведение человека. Итог: Сорокин создает интегральную систему социологии культуры.
Работы: «Общество. Культура. Личность» (1947), «Социальная и культурная динамика» (1937-41), «Кризис нашего времени» (1943).
Российский период творчества П. Сорокина.
Основные работы: «Преступление и кара. Подвиг и награда» (1913), «Система социологии» (1920).
Руководствуется принципом эмпиризма.
Сформулировал основные принципы социологии как науки.
1. Социология может и должна строиться по принципу естественных наук. Противопоставление позитивизма и неокантианства.
2. Социология должна быть теоретической, должна изучать мир людей такой, какой он есть. Субъективизм должен быть изгнан.
3. Социология должна быть объективной дисциплиной и в смысле методов, отсутствие оценочных норм
4. Социология должна освободиться от философствования. Социология наука опытная и точная.
5. Социология должна освободиться от теорий одного фактора, монизмов.
Основа социологического анализа – социальное поведение и взаимодействие.
Социальное взаимодействие – главная категория. Модели и формы соц. взаимодействия – соц. группы, институты, организации.
Труд «Преступление и кара. Преступление и наказание». (1913)
1. Соц. взаимодействие идет через процесс символизации.
Символ – язык, общие модели поведения.
2. Чтобы социальное взаимодействие было и было успешным должна быть система социального контроля.
Стандартные формы социального поведения:
А) «должное»,
Б) «рекомендуемое»,
В) «запрещенное».
Санкции – реакции на эти формы поведения бывают:
1. Негативные (кара).
2. Позитивные (награда).
Труд «Система социологии» (1920):
1. Учение об обществе.
Определение и описание общества; анализ процесса взаимодействия; формулирование основных социальных законов; история социальной мысли.
2. Социальная механика (соц. физиология).
Закономерности общественной жизни; структурирует соц. явления, раскладывает на простые элементы.
2.1. Социальная аналитика.
Классификация, типология социальных явлений; факторный анализ.
3. Социальная генетика.
Происхождение и развитие обществ, социальных институтов; основные тенденции поступательного развития.
4. Социальная политика (прикладная социология).
Формулирует рецепты, соц. технологии; делает прогнозы.
Особенности теории:
1. Социология – наука о социальном поведении. Поведение – центральное понятие у П. А. Сорокина. Система потребностей определяет социальное поведение:
Физиологические: голод, половая, индивидуальной защиты, в движении.
Социальные: групповой самозащиты, в общении, в умственной деятельности, в волевой деятельности.
Регулятор социального поведения – система потребностей.
Классификация соц. Поведения по П. Сорокину:
1. акты делания и неделания,
2. акты продолжительного и мгновенного действия,
3. сознательные (целевые) и бессознательные (рефлексы, инстинкты) акты.
2. Социальное взаимодействие: 1. Материальное – непосредственное взаимодействие по изменению социальной среды.
2. Символическое – поведение, которое осуществляется в области культуры, искусства, языка.
3. Понятие социальной группы.
Общество – совокупность соц. групп.
Соц. группы: 1. кумулятивные (расширяемость энергии)- социальные классы, соц. сословия (студенчество, религиозн., професс.), способные к расширению.
2. элементарные – к расширению не способны.
Группы бывают:
1. закрытые (расовые),
2. открытые (религиозн., проф., полит.),
3. полузакрытые (класс, сословие).
Все эти соц. группы представляют интерес для социолога.
1922 —При поддержке Э. Росса, Ф. Гиддингса, Ч. Кули работает в университетах, пишет работы:
Социология революции (1925)
Социальная мобильность (1927)
Современные социологические теории (1928).
Причину революции видел в подавлении инстинктов: еда, секс, собственность. Общество дезорганизуется.
2 этапа: революция и контрреволюция.
Закон «социального иллюзионизма» (обещают хлеб → голод)
Общество делится на 2 части: преступников – эгоистов, альтруистов (верующих).
Социальная стратификация — деление общества на слои, которые отражают социальное положение.
Социальный статус — совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния.
Стратификация:
Экономическая. (богатые - бедные)
Профессиональная (престижный- не престижный)
Политическая (власть - подчинение)
Социальное неравенство неизбежно и вечно, т.к.:
— разделение труда;
— среда различна;
— биологические особенности индивидов.
Социальная мобильность — перемещение из одной социальной страты в другую.
Причины: отстаивание распределения благ в соответствии со способностями.
Высшая страта деградирует, внизу накапливаются таланты→ социальная революция — динамический взрыв, выравнивающий положение в стратах.
2 фазы:
1) талантливые и энергичные люди переходят в высшую страту, но вместе с ними проходят много неспособных людей. Много талантливых «сброшено» вниз.
2) период реакции. Сброшенные таланты возвращаются в элиту. Стабилизация. «Социальный феодализм».
Во время революции происходит «перетряска» социальной стратификации. Для предотвращения революции необходимо открытыми каналы социальной мобильности, своевременно ликвидировать последствия «демографических изменений». Эту роль выполняют: церковь, армия, семья, школа, политические партии, экономические организации.
«Современные социологические теории» 1928, 1956, 1992 (М)
Основные школы: — механическая — географическая — биоорганическая — расово-антропологическая — биосоциальная — демографическая — социологии войны — формальная социология — экономическая — психологическая.
Интеракция: — солидарные — антагонистические — смешанные — организованные —неорганизованные
Отношения в группах: — семейные — договорные — принудительные.
Группы:
— организованные
— односторонние: — биосоциальные — социокультурные
— многосторонние: — семья — община— племя — каста — слой — класс
Методы социологии:
1) логико – смысловой;
2) каузально-функциональный.
«Социальная и культурная динамика» (1931 - 1941) М. (2006)
Формы интеграции социокультурной системы:
— сосуществование;
— соединение;
— функциональная и
— логико-смысловая.
Элементом культуры являются нормы — ценности
Культурные суперсистемы :
— идеациональная (умозрительная)
— идеальная (смешанная)
— сенсативная (чувственная)
Социологические взгляды А С Звоницкой. (1897-1942 гг).
Родилась в Киеве.
Труд – «Опыт теоретической социологии». (1914 г.)
Изучала социологию личности – стык социологии и соц. психологии.
Влияние оказали: Тард, Болдуин, Бехтеров.
Неопозитивист, соц. бихевиорист.
В основе взглядов теоретических лежат принципы:
1. Общество создается только общением между индивидами (соц. коммуникация).
2. Общение носит закономерный характер и эволюционирует (меняется характер и структура).
3. Личность и социокультурная среда в неразрывном единстве.
4. В основе обществ лежит не просто общения, а соц. связь – эективация – самосознание личности и деятельности, их единство.
5. выделяет типы соц. связей: подражание, обычаи, традиции.
6. Преступление, конфликт, соц. кризис – это разрыв соц. связей; альтруизм, солидарность, симпатия – способы восстановления соц. связей.
Центральное понятие:
Социальная связь – эективация – основной предмет исследования; в процесс общения между людьми возникают специфические связи, отношения, которые выступают в виде общности сознания и деятельности, передается содержание сознания, возникают определенные связи, затем – соц. группы.
Значение общения – в его процессе развивается и формируется личность.
3 момента развития личности:
1. «проективный момент», т.е. приобретение личностью сведений об окружающей среде, социально-психологической среде (хотя бы первичные),
2. «субъективный момент», т.е. самосознание, выступающее в форме обобщения и типологизации полученных сведений – это структурирует группу,
3. «эективный момент» - система соц. ожиданий означает предположение о наличии сходных обобщений др. личностей и согласование совместной деятельности (формирует личность как социальную) – система соц. ожиданий, которая вычленяет из группы тех людей, с кем есть общие с ним моменты для совместной деятельности.
1 и 3 моменты – 2 полюса сознания, между которыми происходит движение «Я».
Эективация («ожидание») составляет основу общения и природу социального. Наиболее распространенная форма – подражание. Когда эективация подтверждается, общество развивается в рамках определенной нормативности. Если ожидания не подтверждаются со стороны социальной группы, то соц. кризис охватывает культуру, возникает недоверие к нормам общественной жизни. Кризис совершается соц. бурей, распадом всего общества. Но идут процессы восстановления, выздоровления общества, система сама способна восстановиться – некие моменты системного подхода.
Способы выздоровления – солидарность и альтруизм. Крайняя точка кризиса – война.
К.М. Тахтарев. (1871-1925).
Труд – «Наука об общественной жизни» (1919).
Социология – наука об общественной жизни, ее явлениях и закономерностях.
Основные явления соц. жизни:
1. Сожитие – жизнь людей сообща – содержание обещственной жизни,
2. Общение – форма общественной жизни.
Уделял большое внимание общественному сотрудничеству ан основе общественного разделения труда.
Сотрудничество ®общественное разделение труда® дифференциация соц. групп.
Задача социологии – исследование структуры общества, его соц. расслоения, деления на соц. группы, сословия, касты и т.д. – социально-групповое учение Тахтарева.
Социология делится на 2 части: генетическая (эволюционная) и сравнительная статистика, т.к. общественные явления должны численно измеряться – статистика – соц. метод. Социолог должен уметь выразить общественное явление точным языком чисел.
Вводит понятие «образ жизни» - удовлетворение человеческих потребностей с помощью определенных способов и средств существования.
Типы человеческого общества(5 ступеней общественного развития):
1. примитивное общество – в основе его охотничий образ жизни.
2. родовое общество – кочевой образ жизни.
3. общество, связанное с переходом к оседлому образу жизни на основе сельской общины.
4. феодальное общество, основанное на натуральном хозяйстве.
5. общество, формирующееся на основе городского образа жизни.
На тип общества и его характеристику влияют: хозяйственная деятельность, разделение труда, брачно-семейная жизнь и ее форма, соц. дифференциация, разновидность поселения (город/село), организация власти.