Классический позитивизм в русской социологии конца XIX – начала XX века
Русская социология проходит все основные этапы развития.
I. Органическая школа
Эволюционизм (Спенсер – родоначальник)
1. А. И. Стронин (1826-1889)
Работы: «История и метод», «Политика как наука», «История общественности». Публикации в журнале «Свет».
Основные принципы органической школы: рассмотрение общества как организма, перенесение характеристик с биологического организма на организм социальный.
Основные проблемы:
· Метод исследования общества
· Социальная структура
· Законы функционирования общества
Основной метод – проведение параллелей между органическим и социальным. Структура функциональна как структура биологического организма. Поднимают проблему функциональности. Общество Стронин представлял в виде пирамиды (самая устойчивая фигура) также, как и Парето.
Закономерности функционирования социального организма:
1. Общий биологический закон
2. Общий социологический закон
3. Общий политический закон (самый сложный)
Идея прогресса и регресса. Деградация общества возникает в результате ухудшения человеческого вида.
2. П. Ф. Лилиенфельд
Работы: «Мысли о социальной науке будущего», «Социальная патология», «Человеческое общество как социальный организм»
Основной метод – индукция. Сравнивал социальные силы и силы природы. Почва и климат влияют на социальный организм. Функции – самое главное.
Органическую школу критиковали за:
1. Крайний механицизм
2. Упрощенный подход