Классический позитивизм в русской социологии конца XIX – начала XX века

Русская социология проходит все основные этапы развития.

I. Органическая школа

Эволюционизм (Спенсер – родоначальник)

1. А. И. Стронин (1826-1889)

Работы: «История и метод», «Политика как наука», «История общественности». Публикации в журнале «Свет».

Основные принципы органической школы: рассмотрение общества как организма, перенесение характеристик с биологического организма на организм социальный.

Основные проблемы:

· Метод исследования общества

· Социальная структура

· Законы функционирования общества

Основной метод – проведение параллелей между органическим и социальным. Структура функциональна как структура биологического организма. Поднимают проблему функциональности. Общество Стронин представлял в виде пирамиды (самая устойчивая фигура) также, как и Парето.

Закономерности функционирования социального организма:

1. Общий биологический закон

2. Общий социологический закон

3. Общий политический закон (самый сложный)

Идея прогресса и регресса. Деградация общества возникает в результате ухудшения человеческого вида.

2. П. Ф. Лилиенфельд

Работы: «Мысли о социальной науке будущего», «Социальная патология», «Человеческое общество как социальный организм»

Основной метод – индукция. Сравнивал социальные силы и силы природы. Почва и климат влияют на социальный организм. Функции – самое главное.

Органическую школу критиковали за:

1. Крайний механицизм

2. Упрощенный подход