Возникновение и основные этапы развития теоретической социологии. Основные периоды процесса развития истории социологии.

 

Действительно, одна из наиболее дискутируемых проблем в истории социо­логии — ее периодизация и определение хронологических (исторических) границ. Причем в отношении верхних границ все относительно ясно, и здесь нет больших вопросов: историки социологии рассматривают развитие социологической науки вплоть до последнего времени, т.е. до наших дней. Это тем более необходимо делать, что взгляды на прошлое социологии определенным образом могут меняться в зависимости от степени изученности и глубины проникновения в историко-социологический материал. Становятся широко известными ранее малоизученные работы, актуальные для сегодняшнего дня проблемы заставляют социологов обращаться к новому прочтению активно использовавшихся в прошлом трудов классиков социологической науки.

Гораздо сложнее обстоит дело с определением нижних границ социологии. Существует несколько точек зрения на счет времени возникновения социологии.

Одни авторы полагают, что начала социологии следует видеть уже в творчестве наиболее выдающихся мыслителей древности — Платона и Аристотеля. Иногда взгляды на общество мыслителей древности и Средневековья рассматриваются как предыстория социологии. В этом случае социальные идеи мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения характеризуют как предсоциологию.

Другие исследователи считают, что на роль «начала социологии» вполне могут претендовать идеи французских авторов эпохи Просвеще­ния. Известный французский социолог середины и второй половины XX в. Р.Аронотносит к числу основателей социологии французского мыслителя периода Просвещения Ш.Л.Монтескье. Первую главу своей фундаментальной монографии «Этапы развития социологической мысли» он посвящает анализы творчества Монтескье, называя его основоположником социологической науки, и лишь во второй главе обращается к рассмотрению взглядов социолога, которого большинство исследователей считают ее подлинным основателем, - французского мыслителя Конта.

Мы присоединяемся к этой позиции большинства, но, прежде чем ее обосновать, выскажем соображение, что если и существует необходи­мость поиска «доконтовского» основателя социологии, то больше всего, как нам кажется, мог бы претендовать на эту роль еще один французский мыслитель — К.А. де Сен-Симон. Намечается своеобразный, но очень заметный глубокий французский «след» в основании социологической науки (Монтескье, Сен-Симон, Конт).

Дело не только в том, что личное идейное влияние Сен-Симона на Конта было неоспоримым, особенно в период с 1817 по 1824 г., когда Конт служил у Сен-Симона секретарем и тщательно изучал его работы. Главное заключается в том, что сами эти работы, в первую очередь книга Сен-Симона «Очерк науки о человеке»(1813), во многом предварили появление и путь развития социологической мысли. Так, Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее же надо возвести в степень наук, основанных на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях физики. В противовес спекулятивным философским построениям он предлагал заняться «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний». Таким образом, работы Сен-Симона необходимо рассматривать не только как непосредственную теоретическую предпосылку социологии, но и как идейное основание ведущего социологического направления 19 века – позитивизма.

Нами будет рассматриваться (Зборовский (учебник История Социологии) предлагает рассматривать) в качестве исходной точки и нижней границы социологической науки творчество Конта.

Проблемы общественной жизни волнова­ли тысячи мыслителей во все времена и эпохи, в том числе (а может быть, и в первую очередь, если говорить о древности) Платона и Аристотеля. Трактат Платона «Государство» или труд Аристотеля «Политика» можно в известном отношении рассматривать как древние истоки, предысторию социологии. Речь же идет о конституировании совершенно особой науки об обществе, а не просто о рассмотрении актуальных социальных проблем.

Термин «социология» гораздо моложе, чем сама наука (науки: история, философия, экономика и т.д.) об обществе. Здесь также необходимо отметить, что элементы социоло­гического знания постепенно накапливались в целом ряде общественных наук (помимо названных – теория государства, правоведение, философия истории и др.) Каждая из них сыграла свою немалую роль в появлении новой науки об обществе – социологии.

Вместе с тем нельзя не отметить в этом процессе возникновения новой науки особое значение философии, в первую очередь социальной фило­софии (иногда ее называют философией истории). Не случайно Арон назвал Конта философом в социологии, социологом в философии.

Конт «присвоил» новой науке имя, обозначил основные ее контуры. Термин «социология», принадлежащий исключительно ему, имеет сме­шанное, греческо-римское происхождение (от греч. logos — учение и лат. societas — общество) и означает в самом общем виде то, что считают в пер­вом приближении к этому понятию и сейчас, — науку об обществе. Но если до 1830-х гг. проблемы общественной жизни вплетались в общую тень мировоззрения, не выделяясь в специальный предмет изучения, то ближе к середине позапрошлого столетия произошло провозглашение социологии как отдельной науки.

Основная программная установка Конта состояла в превращении ново­го учения об обществе в такую же точную и плодотворную, рациональную и эффективную науку, какой оказалось естествознание, науку, которая не яв­ляется спекулятивной, умозрительной, а пользуется уже доказавшими свою значимость и полезность методами наблюдения, эксперимента, сравнитель­но-исторического анализа и другими. Для науки об обществе и человеке такой подход был революционным. Это дает основание считать реальной и явно выявленной нижней границей социологии позитивизм как направление и творчество Конта – как его первое и наиболее яркое выражение.

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологичес­кой науки. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй — весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретичес­кой социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Современный этап развития социологии определяется взаимодействием теоретической и эмпирической социологии.

(По поводу границ между классическим и современным этапами раз­вития социологии есть иная, также распространенная в мировой и отече­ственной истории социологии точка зрения. Так, В.П. Култыгин считает, что современный этап охватывает послевоенную (имеется в виду Вторая мировая война) и новейшую социологию. Рубежом между двумя перио­дами в рамках современного этапа автор считает конец 1960-х гг. Что ка­сается классического этапа, то его протяженность определяется зарожде­нием социологии в середине XIX в. и завершением этапа во время Второй мировой войны. При этом он включает в себя периоды ранней и поздней социологической классики. Рубеж между ними – Первая мировая война и Октябрьская революция в России.)

Аргумент в пользу суждения о том, что рубеж между классическим и современным этапами социологии относится ко времени окончания Первой, а не Второй мировой войны состоит в том, что именно начало 1920-х гг. знаменовало собой переход общества в новое состояние, вызвавшее необходимость его осмысления с помощью не традиционных социологичес­ких теорий, а иных средств социологического познания, в первую очередь конкретных эмпирических исследований.При этом заметно изменились характер и спектр изучаемых проблем. Они стали смещаться в сторону изучения социальных групп (в том числе малых), локальных вопросов жиз­ни города, производства, этнических отношений, образования и т.д.Благодаря таким исследованиям начали возникать отрасли социологического знания (социологии труда, города, образования, индустриальная социология и др.)

Еще одна «знаковая» характеристика нового этапа в развитии социо­логии состояла в значительном усилении ее направленности в сторону изу­чения субъективных явлений с точки зрения воздействия на них социальных процессов и выявления их социальной природы.

Классический этап истории социологии: